Налоги в системе обязательных платежей
Наряду с налогами и сборами традиционно различают и иные виды обязательных платежей. Среди них можно выделить таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенные сборы.
Понятие таможенных платежей объединяет такие виды платежей, как налог и таможенная пошлина. Обязанность по их уплате возникает с учетом перемещения товаров через таможенную границу РФ.
Характеристика такого рода платежей содержится в ст. 70 ТК ТС. К ним относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.
В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Ранее в соответствии со ст. 5 Закона РФ 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" под таможенной пошлиной понимался обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ.
В науке финансового права в настоящее время существуют две точки зрения по поводу правовой природы таможенной пошлины.
Ряд ученых полагает, что таможенная пошлина обладает всеми формальными признаками налога и по своей природе должна считаться таковым (Η. М. Артемов, М. В. Карасева)[1].
Другие же полагают, что таможенная пошлина является всего лишь разновидностью сбора[2].
От таможенной пошлины следует отличать таможенные сборы.
Таможенные сборы – обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств – членов таможенного союза (ст. 72 ТК ТС).
В соответствии со ст. 123 Закона о таможенном регулировании к таможенным сборам относятся таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции), таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение.
По мнению С. Г. Пепеляева, пошлины и сборы, установленные российским законодательством, не имеют финансового значения, присущего налогу. При этом он отмечает, что в российском законодательстве существует три вида пошлин – государственная, регистрационная и таможенная[3].
По мнению А. В. Пащенко, особенностью обязанности по уплате таможенных пошлин является то, что в отличие от обязанности по уплате налога она не является обязанностью, неразрывно связанной с личностью налогоплательщика, и может быть передана иному лицу – таможенному представителю[4].
Рассматривая вопрос о соотношении налога, сбора и пошлины, следует признать обоснованность утверждения Η. П. Кучерявенко, который отмечает, что указанные платежи обладают рядом схожих признаков[5].
Вместе с тем нельзя не согласиться с Е. А. Имыкшеновой, которая считает, что "сборы, в отличие от налогов, в первую очередь решают не фискальные задачи, а преследуют иные цели... Назначение сбора заключается в узкоцелевом воздействии на поведение граждан при получении либо реализации ими своих прав"[6].