Налоги и сборы, уплачиваемые фирмой
Среди платежей, которые осуществляет предприятие для обеспечения своей деятельности, особое место занимают налоги и сборы. Совокупность всех выплат по налогам и сборам называется налоговым бременем предприятия и с точки зрения финансов фирмы – это расход денег. Государственные органы путем изменения налоговых ставок и размеров сборов могут ослаблять или усиливать это бремя. Построение системы налогообложения – это сложная и дискуссионная проблема, однако суть системы налогообложения состоит в следующем.
В п. 1.1 было определено, что экономические отношения – это отношения (связи) между людьми в обществе по поводу благ. С точки зрения того, как должно быть, построение этих отношение в обществе подразумевает создание целого ряда общественных благ. Кто-то должен учить детей, охранять общественный порядок, защищать граждан, разрешать споры между гражданами, следить за "разумностью" способов производства благ, кто-то должен руководить всеми этими процессами в интересах всех. Это необходимое условия существования общества. Иными словами, работающие люди готовы поручить создание этих благ тем, кому доверяют. Очевидно, что для выполнения этих обязанностей необходимы ресурсы. Людям, которые заняты созданием общественных благ, необходимо есть, пить, одеваться, где-то жить. Им требуются орудия труда, предметы туда – от формы и оружия для солдат и полицейских, до строительства дорог или библиотек. Для этого необходимы деньги. В этом смысле работающие люди договариваются, что какую-то часть созданных ими благ они будут отдавать на эти самые общественные нужды. Первоначально в истории человечества эти отчисления были натуральными – зерном, мясом, вином и т.д. Но с развитием экономических отношений они были вытеснены денежными отчислениями. Таким образом, суть подобных отчислений состоит в том, что это общественный договор о том, в каком объеме и как граждане будут оплачивать создание общественных благ и труд людей, которых они нанимают для их создания.
Конечно, состав общественных благ, понимание их значимости, а также размер и способы оплаты труда людей, которые занимаются их созданием, меняется в зависимости от степени развития общества, от понимания членами общества справедливости способов распределения средств, которые граждане отдают этим людям. Если, например, большинством населения в царской России наличие позолоченной кровати у царя считалось нормальным, то уже сейчас в большинстве стран покупка такой кровати аппаратом президента будет осуждена как растрата денег налогоплательщиков.
Итак, для функционирования общества ему необходимо иметь определенные денежные средства, которые образуются от налогов и сборов. В современной России все вопросы по поводу системы налогов и сборов регулируются Налоговым кодексом РФ. В ст. 8 "Понятие налога и сбора" указано, что:
1) пол налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
2) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Иными словами, налог – это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Перечень налогов и сборов перечислен в ст. 13–15 НК РФ.
Самыми распространенными сборами, которые уплачивает фирма, являются взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. С точки зрения того, "как должно быть", отчисления в эти фонды должен вносить сам работник. Это его деньги, и он их откладывает на старость и на случай потери трудоспособности. И в некоторых странах работник может при необходимости эти деньги забрать из соответствующих фондов, но при этом он не может рассчитывать в дальнейшем на поддержку государства. Однако в России и некоторых других странах эти взносы делают обязательными. Поэтому плательщиками этих взносов являются работодатели, т.е. фирма, следовательно, на эту сумму увеличивается стоимость рабочей силы.
К 2012 г. в России для фирм установились общий и специальные режимы или системы налогообложения.
По общей системе фирма должна платить следующие налоги.
1. Налог на прибыль. Этот процент берется с разницы между доходом и расходом. Суммы доходов и расходов берутся без НДС. Расходы должны быть обоснованы экономически и документально подтверждены, при этом список расходов обширен. Налог зачисляется в федеральный бюджет.
2. Налог на добавленную стоимость. Упрощенно НДС считается таким образом. Например, если ставка налога 18%, то рассчитывается 18% со всех доходов, затем 18% со всех расходов. Разница между двумя этими суммами подлежит уплате в федеральный бюджет.
3. Страховые взносы. Ставки взносов рассчитываются, как правило, исходя из заработной платы сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше заработная плата, тем меньше взнос. Например, размер страховых взносов в 2010 г. в России составлял: в Пенсионный фонд РФ – 22% заработной платы конкретного работника; Фонд социального страхования РФ – 2,9%, Фонд обязательного медицинского страхования РФ – 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 5,1%. Итого в среднем 30%.
4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Считается с общей суммы фонда оплаты труда. Налог может быть незначительно уменьшен на сумму вычетов. Этот налог удерживается из заработной платы работника. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет. Ставка налога может быть прогрессивной и равномерной. Например, в 2013 г. НДФЛ в России исчислялся по ставке 13% независимо от размера заработной платы.
5. Налог на имущество. Платится с остаточной стоимости основных средств. Зачисляется в региональный бюджет.
6. Местные налоги. Платятся в случае наличия объекта налогообложения (например, земельный).
Комментарий. При такой системе налогообложения необходимо обязательное ведение бухгалтерского и налогового учета (они могут различаться). Предусматривается довольно большой комплект отчетности для налоговой инспекции, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и Росстата. Такой учет требует специального бухгалтерского сопровождения. Это дополнительные затраты. Но в случае если организация получает убыток, она не платит налог на прибыль и есть возможность этот убыток учесть в будущем (уменьшить сумму налога на сумму убытка).
К специальным налоговым режимам относятся четыре системы.
1. Упрощенная система налогообложения. Применяется для микро- и малых предприятий. Существует ряд ограничивающих факторов для применения. Одним из основных является величина доходов фирмы. При этом в упрощенной системе есть два вида объекта налогообложения: "доходы" и "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Упрощенная система налогообложения – "доходы". По этой системе фирма должна платить следующие налоги:
• единый упрощенный налог, которым облагаются все деньги, поступившие на расчетный счет или в кассу. Вся сумма поступивших денег умножается на ставку налога (например, в 2010 г. – 6%) – это и будет налог к уплате. Сумму полученного налога можно уменьшить на сумму уплаченных в Пенсионный фонд РФ взносов, но не более чем на 50%;
• страховые взносы – такие же, как и по основой системе налогообложения, платятся ежемесячно;
• НДФЛ – считается с общей суммы ФОТ;
• местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (например, земельный).
Комментарий. Относительно простой учет. Обязательно ведется книга доходов и расходов по установленной форме и только в части доходов. Бухгалтерский учет обязателен только для основных средств, нематериальных активов и при выплате дивидендов. Такой учет вполне может вести сам руководитель, или его можно поручить одному из сотрудников. К минусам можно отнести то, что если фирма получила убыток, т.е. расходы превысили доходы, то налог все равно придется платить. Кроме того, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения. А значит, нужно будет перейти на общую систему налогообложения, но это не очень простое решение. На практике это означает, что либо нужно приостановить деятельность, дабы не получать доходы, либо дождаться конца года, а затем принять решение о режиме налогообложения.
Упрощенная система налогообложения – "доходы, уменьшенные на величину расходов". При этой системе с разницы между доходом и расходом платятся единый упрощенный налог (в 2013 г. в Российской Федерации он составлял 15%, однако перечень расходов жестко ограничен в ст. 346.16 НК РФ, расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены) и все те же налоги и сборы, как в предыдущих системах.
Комментарий. Учет по этой упрощенной системе не так уж и прост. Необходимость определения суммы и времени возникновения расходов требует четкой и правильно оформленной первичной документации. Кроме того, перечень расходов включает в себя не все виды расходов, которые может нести фирма. Поэтому такая система требует специального бухгалтерского сопровождения. Налоговое бремя при этой системе ниже, чем при общей, но если фирма получила убыток (расходы превысили доходы), то минимальный налог (1%) с доходов придется заплатить.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) (для отдельных видов деятельности). В отношении конкретных видов деятельности такая система налогообложения может применяться по решению представительных органов муниципальных образований. Этот налог относится к местным и применяется для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Вмененный доход – потенциально возможный доход фирмы или индивидуального предпринимателя. В общем виде законодательством РФ устанавливается базовая доходность на одного работника, посадочное место, транспортное средство и т.д. Допустим, базовая доходность одного работника на автомойке составляет 12 000 руб. Эта доходность умножается на количество работников, получается вмененный (воображаемый) доход, который облагается по указанной ставке.
Комментарий. Эта система предусматривает самый простой учет и минимальное количество документов, подаваемых в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ. Применение ЕНВД значительно уменьшает налоговое бремя. Однако величина налога не зависит ни от прибыли, ни от убытков – налог платится всегда. А невозможность налогового вычета по НДС делает невозможным предпринимателям, применяющим ЕНВД, сотрудничество с фирмами, являющимися плательщиками НДС. Кроме того, в ПК РФ установлен закрытый перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД, например: оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, и др.
3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (в 2013 г. в Российской Федерации налоговая ставка составляла 6%).
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Такая система налогообложения применяется для совместных предприятий. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной нефтяной компанией-подрядчиком и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области.