Налоги: основные понятия

В литературе можно найти немало определений налога. Выделим наиболее существенные его признаки:

• налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;

• налог взимается не произвольно, а на основании закона;

• налог — это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;

• налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не находится в индивидуально эквивалентной количественной связи с ними;

• налог — это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и при необходимости взимается принудительно.

Исходя из этих характеристик можно определить налог как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством па законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественны понятию "налог" исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины "сбор", "пошлина", "платеж", "акциз".

Из приведенного определения налога следует, что регулирование налогообложения носит односторонний характер и основывается на государственно-властном принуждении. Налог не является результатом договоренности публичной власти и налогоплательщика. Налоговые правоотношения — это специфические обязательства внедоговорного характера. В этом состоят особенность налогового права и его отличие, скажем, от права гражданского, в котором господствуют отношения добровольности и равенства сторон.

Как следует из основных признаков налога, он неразрывно связан с государством. Сущность налога заключается в обеспечении государства необходимыми средствами. "ОГЛАВЛЕНИЕ правительства" (А. Смит) или "финансовое обеспечение деятельности государства" (Налоговый кодекс РФ — далее также НК РФ) — вот бесспорное предназначение налогов. "В налогах, — очень точно заметил К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, цивильный лист и табель о рангах, — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах".

Как ни странно, единое понимание российскими исследователями фискальной сущности налога не распространяется на толкование ими функций налогов. Каждый автор использует свой набор функций, расширяя регулирующее действие налога до распределительного, контрольного, стимулирующего, запретительного, социального и т.д., вплоть до экологического. В такой ситуации предпочтительной выглядит позиция, согласно которой налогам вменяется только одна функция — фискальная.

Если обратиться к аналогии с деньгами, то их эффективность как стимула, чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову придать деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег вторична: они как раз и могут стимулировать (поощрять, наказывать) потому что способны быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к чему сами деньги никакого отношения нс имеют.

Подобное рассуждение вполне применимо и к налогам.

Как обязательный платеж, налог "по определению", не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, благодаря своим размерам и условиям взимания он может служить в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, когда, как и на что будет израсходован — все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важным побудительным для плательщика фактором, т.е. стимулом. Весь стимулирующе-регулирующий набор проявления действия налогов задается конкретными параметрами налоговой системы, которая, разумеется, не может быть отождествлена с налогом как с финансовой категорией: освобождение от налога — стимул, но в самом налоге никакого стимула нет.

Особо следует подчеркнуть недопустимость сплошь и рядом встречаемой вульгаризации самого фискального смысла налога, трактуемого в качестве максимального одномоментного изъятия средств. Это принципиально неверно, ибо время существования государства не ограничивается никакими календарными, тем более налоговыми сроками, а следовательно, сохраняется и постоянная потребность в ресурсах. Таким образом, государство обязано при любой налоговой политике думать о том, что оно будет иметь завтра и всегда. Оно не может подрывать свои собственные корни.

Именно грамотно выстроенное фискальное действие налога обеспечивает постоянное и возрастающее поступление средств. Утверждать, что фискальная суть налога душит производство, уничтожает объект обложения, т.е. саму себя, или противопоставлять ей какую-либо поощряющую роль, абсурдно. Фискальная функция самодостаточна, она естественным образом находит свое воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в "регулирующих" противовесах. Налоговая политика может быть бездарной и угнетать производство, но в этом нет вины налогов, как нет вины энергии атома в разрушительном применении ее людьми.

Изыскания отечественных исследователей в области налоговых функций, но всей вероятности, имеют целью придать некую объективность предлагаемым ими рецептам использования налогов, поэтому под эти рецепты и "открываются" новые функции. Но, как подчеркивает исследователь финансов Ф. А. Меньков, "понятие налога — что такое налог? — следует выводить из объективных данных, не смешивая с субъективными представлениями — чем должен быть налог, — которые имеются у отдельных лиц и общественных групп".

В налоговой сфере употребляется определенная специфическая терминология, особое значение в которой имеют так называемые элементы (основные характеристики) налога. Перечислим важнейшие из них.

Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону обязано платить налог. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) налога па другое лицо, выступающее тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога являются одним лицом.

Объект налога — те предметы или явления (автомобиль, доход, сделка), которые по закону подлежат обложению. Объект налога следует отличать от источника налога, хотя они часто совпадают (например, налог на заработную плату из нес же и выплачивается). Объектом налога с владельца транспортных средств будет автомобиль, но источником налога может быть любой вид дохода владельца автомобиля (заработная плата, пенсия, выигрыш и т.д.).

Облагаемой единицей называется определенная количественная мера объекта обложения: стоимость, площадь или иной признак (рубль, сотая часть гектара). С облагаемой единицей соотносится так называемая единица обложения — налоговая ставка, выражаемая в абсолютных суммах (например, 50 коп. с лошадиной силы мощности мотора) или в процентах (13% с каждого рубля дохода).

Качественная характеристика объекта обложения в облагаемых единицах образует налоговую базу. Если объект обложения — автомобиль, то налоговую базу составит его мощность. Именно к налоговой базе, а не к объекту налогообложения применяется налоговая ставка. Если, скажем, объектом обложения является прибыль, то базу обложения составит не вся прибыль, а лишь ее часть за вычетом установленных исключений и льгот (например, расходов на природоохранные мероприятия, благотворительные цели), т.е. то, что часто называют облагаемой прибылью.

К другим элементам налога можно отнести: порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты, ответственность за неуплату, порядок принудительного взыскания и т.д.

Классификация налогов, их группировка в зависимости от целей анализа может вестись по самым разным признакам: способ уплаты — денежные и натуральные; время действия — обыкновенные и чрезвычайные; уровень компетенции — государственные и местные. Широкое применение находит деление налогов на прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными — ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, прямой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный — с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог па добавленную стоимость (НДС), акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

Большое значение имеет разделение подоходных налогов в зависимости от доли налога в доходе. Если эта доля растет с ростом базы, то налог прогрессивный, если падает -регрессивный. Пограничный случай — пропорциональный налог.

Рассмотрим пример. Предположим, что есть налог на доходы физических лиц с "плоской" ставкой 20% и необлагаемым минимумом в 500 руб. в месяц. Сравним четыре разных месячных дохода (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Прогрессивный налог с "плоской" ставкой, руб.

Доход в месяц

Налоговая база

Сумма налога

Доля налога в доходе

1000

500

100

100/ 1000 = 0,10

2000

1500

300

300/2000 = 0,15

5000

4500

900

900/9000 = 0,18

10 000

9500

1900

1900/ 10 000 = 0,19

Как можно видеть, даже при одной ставке налога доля изъятия растет вместе с доходом: следовательно, налог прогрессивный. Этот пример дает возможность уяснить два важных понятия — предельной и эффективной ставки налога.

Под предельной ставкой налога понимается его максимальная ставка (в нашем примере налога с одной ставкой — 20%). Об эффективной ставке можно говорить применительно к конкретной величине дохода: например, эффективная ставка обложения дохода в 1000 руб. равна ОД или 10%. Понятно, что при другом подоходном налоге (другая ставка и другой минимум) эффективная ставка с дохода в 1000 руб. будет иной.

Для рассмотренного примера связь между предельной и эффективной ставками налога очень проста:

где ^ — эффективная ставка; X — доход; М — необлагаемый минимум; і — предельная ставка.

Очевидно, что предельная ставка служит пределом для эффективной ставки при росте дохода:

В международной классификации часто используется деление налогов на три основные группы:

1) налоги на доход (подоходные) — налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических лиц;

2) налоги на имущество {поимущественные) — земельный налог, налог на имущество предприятий, налог с владельцев транспортных средств;

3) налоги на потребление {косвенные) — налог с оборота, НДС. акцизы, таможенные пошлины.