Налоги в античном мире

Многие черты современных государств имеют свои истоки в античном мире: Древней Греции и Древнем Риме, в том числе и налоговая система.

Развитие государства в Древней Греции требовало значительных расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ армии, возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные нужды. Такие расходы могли обеспечить налоги.

В то же время в Древней Греции, а затем в Древнем Риме, существовало серьезное противодействие введению налогов со свободных граждан. В Афинах личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. Так же негативно они относились и к налогам на имущество. Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали взимать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Однако когда предстояли крупные расходы, например, на сооружение крепости, общественных зданий, военных действий и пр., то совет или народное собрание города-государства принимали решение о процентных отчислениях от доходов в виде 1/10 или 1/20 частей получаемого дохода.

Древний Рим многое позаимствовал у Греции в отношении налоговой системы и существенным образом развил ее [3]. Первоначально государство состояло из города Рима и его окрестностей. В мирное время налогов в Риме этого периода не было. Расходы по управлению государством были минимальными, поскольку магистраты исполняли свои должности безвозмездно, вкладывая порой довольно значительные собственные средства. Это было почетно. К тому же реальная власть всегда оставалась в руках богатых людей. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Основой доходов государства была сдача в аренду общественных земель. Однако в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Если учесть, что Древний Рим во всей своей истории почти непрерывно вел войны, то периоды отсутствия налогов были скорее эпизодами, чем постоянной системой. Все это требовало развития системы налогообложения [3].

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками (цензорами). Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, основа сегодняшней декларации о доходах физических лиц закладывалась еще в IV–III вв. до н.э.

В IV–III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось, как и в самом Риме, каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги для граждан Рима снижались или отменялись совсем. Необходимые для государства средства обеспечивались контрибуцией с завоеванных земель. Так, в правление Луция Корнелия Суллы (138–78 гг. до н.э.) "граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочисленных налогов на роскошь" [3].

По мере роста территории и завоевания новых провинций Рим превращался в империю. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они должны были платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные общегосударственные и местные налоги. Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, зачастую Рим просто использовал систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. В целом в римскую казну в провинции, как правило, платили меньше, чем прежним властителям. Но жители провинций также несли расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.п. В таких провинциях Рима, как Испания и Македония, важнейшим источником доходов стали налоги с доходов от рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать налоги и контролировать их уплату. Поэтому римская администрация прибегала для сборов налогов к помощи так называемых откупщиков. На откуп обычно отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, хотя очень часто на откуп отдавались и прямые налоги.

Система откупов предусматривала передачу права собирать налог тому гражданину, который предложит за это более высокую плату. Вся сумма поступала немедленно после этого в казну, а откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо правил и контроля со стороны римской администрации привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычным явлением были злоупотребления и коррупция.

Преобразования финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100–44 до п.э.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести в казну в виде прямых налогов. Распределение и сбор налогов были возложены на общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы шли теперь в казну, а не в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Еще больше были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установили строгий государственный контроль. В каждой провинции был назначен прокуратор, который возглавлял деятельность финансовых учреждений провинции.

Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу составили кадастры, содержащие сведения о всех землевладельцах. Была также проведена перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Каждый житель провинции был обязан в определенный день раз в пять лет предоставить властям общины свою налоговую декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили основой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Для примера рассмотрим, что собой представляет перепись имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее.

Сведения о землевладении содержали в себе следующее:

– наименование общины, наименование отдельного подворья, два ближайших соседа;

– количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие 10 лет;

– число виноградных лоз на участке;

– число деревьев на оливковых плантациях;

– количество лугов и пастбищ;

– количество лесных угодий, могущих давать деловую древесину;

– пол и возраст всех членов семьи [3].

Владелец земли был обязан оценить все сам. Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то он должен был привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Главным источником налоговых доходов в провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, с количества фруктовых деревьев (включая и виноградные лозы).

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (сюда включали не только скот, но и рабов), предметы роскоши и драгоценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

Уже в Древнем Риме с помощью налогов пытались решить не только чисто фискальные задачи, но и социальные. Так, в 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались исключительно свободные граждане Рима, но не граждане провинций. Полученные от налогообложения средства направлялись целевым образом на пенсионное обеспечение профессиональных солдат после окончания их службы. От этого налога освобождались ближайшие родственники солдат.

Римской империи принадлежит первенство и в установлении промыслового налога. Он был введен при императоре Диоклетиане (243-313).

Помимо прямых налогов, в Римской империи взимались и косвенные налоги. Наиболее существенными из них были:

– налог с оборота (или акциз на внутреннее потребление) по ставке 1%;

– особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% от их рыночной стоимости;

– налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости;

– акциз на соль (взимался только с жителей провинций).

С ввозимых или вывозимых товаров во всех провинциях взимались таможенные пошлины. Величина пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, в среднем ставка составляла около 5%.

Налоги в Римской империи взимались исключительно деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки товаров и продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации страны. В то же время в соседних странах еще была возможность платить налоги натурой.

Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную принято относить к 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. После раздела Римской империи, а затем падения ее Западной части, многие финансовые и хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху, до VII в. включительно, в Византии существовал 21 вид прямых налогов, в том числе: поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10–12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и др. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, который получил название "налог на воздух". Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные обложения: на строительство флота, на ОГЛАВЛЕНИЕ воинских контингентов и т.п.

Надо отметить, что обилие налогов в Византии не привело к финансовому процветанию. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослабившие мощь государства.