Наличие угрозы самоконтроля при оценочной деятельности

Основным нормативным актом, регулирующим оценку имущества и хозяйственных обязательств, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для других целей.

Оценочной признается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Субъектами оценочной деятельности являются оценщики и потребители их услуг — заказчики.

В роли оценщиков могут выступать юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), которые на профессиональной основе осуществляют оценочную деятельность.

Законодательство об оценочной деятельности не содержит каких-либо требований или ограничений в отношении организационно-правовой формы юридического лица — оценщика. Что же касается физических лиц, то в качестве обязательного условия осуществления ими данного вида предпринимательской деятельности выдвигается регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Оценочная деятельность осуществляется на основе стандартов оценки, которые разрабатывает и утверждает Правительство РФ. Стандарты оценки должны обязательно применяться субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

В своей работе оценщик использует методические рекомендации по оценочной деятельности, описывающие различные объекты оценки, виды стоимости объекта оценки, методологию проведения оценки, экспертизу отчетов об оценке.

Вместе с тем в практике хозяйственной деятельности широкое распространение получила внутрихозяйственная оценка. Она осуществляется самими организациями, ведущими предпринимательскую деятельность в отношении принадлежащего им имущества.

Анализ законодательства, регулирующего оценочную деятельность, позволяет выявить принципы ее осуществления:

1) принцип профессионализма — оценка должна осуществляться лицом, имеющим соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности;

2) принцип независимости —действует на основе запретов, установленных Законом об оценочной деятельности;

3) принцип полноты — оценщик осуществляет сбор и обработку всей информации, необходимой для объективной оценки объекта;

4) принцип достоверности — итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, который составлен оценщиком в предусмотренном законодательством порядке, признается достоверной.

Отчет оценщика считается недействительным, если в ходе осуществления оценочной деятельности установлено нарушение данных принципов.

Существуют разнообразные методы оценки.

Метод оценки — это способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к ней.

Различают следующие подходы к оценке:

затратный подход — совокупность методов оценки стоимости, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

сравнительный подход — совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ним.

Аналог объекта оценки представляет собой подобный по основным экономическим, материальным, техническим и иным характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях;

― доходный подход — совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Оценочная деятельность заключается в установлении рыночной, инвестиционной, ликвидной или другой стоимости объектов гражданских прав. К объектам гражданских прав относится недвижимое и движимое имущество. Это могут быть также имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и права на них, нематериальные блага.

В результате оказания аудитором услуг по оценке для заказчика аудита может возникнуть угроза самоконтроля.

Наличие и значимость любой угрозы зависит от следующих факторов:

а) будет ли оценка существенно влиять на финансовую отчетность;

б) степень вовлеченности самого аудируемого лица в процесс определения и утверждения методов и способов оценки и иных значимых вопросов, требующих профессионального суждения;

в) наличие установленных методов и способов оценки и профессиональных методик;

г) степень субъективности, присущей объекту оценки (в случае оценки на основе стандартных методов и способов);

д) надежность и доступность исходной информации;

е) степень зависимости оценки от будущих событий, создающих значительные колебания значений диапазона;

ж) полнота и ясность раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На оценку в значительной мере влияет степень субъективности применяемого метода оценки. Некоторые оценки не являются в значительной степени субъективными. Это возможно, если:

• базовые допущения и методы оценки установлены законом, стандартом или иным нормативным актом;

• имеют широкое применение.

Аудитору необходимо оценить значимость возникшей угрозы. В случаях, когда это необходимо, применяются меры предосторожности для устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня.

Если оценка оказывает существенное влияние на финансовую отчетность заказчика аудита и подразумевает применение в значительной степени субъективного суждения, никакие меры предосторожности не смогут свести возникшую угрозу самоконтроля до приемлемого уровня.

Меры предосторожности:

проведение третьим лицом, не принимавшим участие в проведенной оценке, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, проверки работы по аудиту или оценке;

аудиторская организация не должна оказывать услуги по оценке заказчику аудита.