Зарубежный опыт составления бизнес-планов
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы.
1. Введение и общая информация. В разделе указывается юридическая форма предприятия, даются краткое описание его деятельности, история недавних и текущих важных событий.
2. Оценка вклада. Показываются отдельные важные характеристики деятельности предприятия: позиции на рынке, репутация, система продаж и др.
3. Описание продукции и рынка сбыта.
4. Исследования и разработки. Отражаются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.
5. Производство и производственные мощности. Описывается состояние производства и производственных мощностей предприятия.
6. Персонал и трудовые отношения.
7. Организация и управление. Помимо общих организационных схем приводятся краткие биографические данные высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.
8. Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные и арбитражные дела в связи с производственной деятельностью.
9. Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.
10. Ликвидность. Приводятся результаты анализа задолженности, состояния оборотных средств, описание статей налогообложения компании, се долгов.
11. Договоры. Даются описания всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.
12. Другие вопросы бухгалтерского учета. Кратко характеризуется незарегистрированное имущество (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).
Еще более краткую схему бизнес-плана предлагает Густав Берл.
Его схема включает следующие разделы.
1. Цель заявки, включая необходимую сумму средств, способы погашения займа и его обеспечение.
2. Личные средства. Здесь важно показать собственный вклад основателя дела, его партнеров, членов его семьи.
3. Описание бизнеса. Приводятся количественные показатели, указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, адрес, число занятых. Здесь надо показать товары или услуги, которые будут производиться или выполняться, изложить краткую историю предприятия, перспективы развития, представить зону маркетинга, конкуренцию потребителей и поставщиков фирмы.
4. Управление. Раздел включает сведения об образовании и предыдущем опыте каждого из владельцев, а также тех, кто непосредственно будет управлять предприятием.
5. Финансовые прогнозы и показатели предприятия. Если это новое предприятие, то необходимо показать собственный капитал владельца, составить плановый баланс, привести прогнозные оценки. При этом следует зарезервировать определенные средства для неожиданных взлетов и падений. По действующему предприятию потребуется представить балансовые отчеты о прибылях и убытках за последние два-три года, а также данные о его сегодняшнем состоянии.
К этим пяти разделам необходимо составить 11 вспомогательных форм.
Форма 1. Цель и обоснование заявления на предоставление займа
Форма 2. Личная финансовая декларация.
Форма 3. Подробное описание предприятия.
Форма 4. Анализ рынка.
Форма 5. Конкуренты.
Форма 6. Размещение предприятия.
Форма 7. Работники предприятия.
Форма 8. Управление.
Форма 9. Финансовая информация для создаваемого или расширяющегося предприятия.
Форма 10. Финансовая информация при покупке действующего предприятия.
Форма 11. Краткое резюме для руководителя.
В книге британских преподавателей бизнеса и менеджмента Ф. Аналоуи, А. Карами "Стратегический менеджмент малых и средних предприятий" приводится 11 элементов успешного бизнес-плана:
o подробности бизнеса;
o цели и задачи бизнеса;
o информация о рынке:
o сильные и слабые стороны нового предприятия, а также его конкурентные преимущества;
o информация о клиентах;
o маркетинговая стратегия;
o потребности в помещении и оборудовании;
o информация об основных работниках, их функциях и уровне подготовки;
o финансовые показатели - оборот, прибыль, точка безубыточности и пр.;
o детализированные прогнозы прибыли;
o подробные ежемесячные прогнозы потоков денежной наличности.
Многие западные авторы обращают внимание на оформление бизнес-плана: качество бумаги, печати, папки, крепления листов. Его внешний вид может произвести на читающего документы определенное впечатление. Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен демонстрировать уверенность в успехе и вызывать доверие.
Г. Берл приводит характеристику образцового бизнес-плана, которую одобрил предпринимательский форум - мозговой трест деловых руководителей девяти районов различных штатов США. Объем - не более 40 страниц.
Спиральное крепление.
На обложке - название компании.
На титульном листе - название компании, адрес и номер копии. Оглавление.
План начинается кратким резюме на двух страницах, рассказывающим о сегодняшних операциях компании и о её планах.
В тексте приведены подробные сведения о ведущих работниках и инвесторах.
Приводятся отзывы консультантов но бухгалтерскому учету и юрисконсульта, подтверждающие прогнозы развития.
У бизнес-плана, признанного образцовым, была еще одна особенность: каждая страница была напечатана только с правой стороны. Левая сторона оставалась пустой, за исключением небольшого параграфа, где слева в коротких, четких предложениях перечислялись особенности содержания текста, помещенного в правой части страницы. Прочитав текст на левой стороне, интересующийся мог получить полное представление о содержании всего бизнес-плана. При желании он мог вернуться назад и прочитать весь текст, помещенный на страницах справа.
Особое внимание при разработке бизнес-плана следует обращать на резюме, т.е. сжатое изложение всего, что содержится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинтересованное лицо или банковский работник читать остальные разделы бизнес-плана. Резюме должно быть кратким, охватывать все разделы бизнес-плана и содержать следующую информацию.
Название предприятия, его юридический адрес.
Лицо для контакта, его телефон.
Тин бизнеса.
Цель бизнеса.
Необходимый (требуемый) заем.
Цель займа.
Имеющиеся активы.
Продукт - рынок (краткая характеристика продукта, реальные возможности для его реализации).
Управление (краткая характеристика основною владельца и ею помощников).
Финансовые планы.
Цели роста объема продаж.
Прибыли.