Надзор за соблюдением прав потребителей
Законом РФ "О защите прав потребителей" гражданам гарантированы право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность товаров (работ, услуг), на возмещение причиненного вреда, на получение достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. В преамбуле Закона потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Помимо этого потребительские отношения нормативно урегулированы нормами ГК, другими законодательными актами, действующими в сфере торговли, в том числе продуктами питания (Законы РФ от 14.05.1993 № 4973-1 "О зерне", от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии", Федеральные законы от 05.07.1996 № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"); лекарственными средствами и оказания медицинских услуг (Федеральные законы от 08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"); алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукцией (Федеральные законы от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"); оружием (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии"); выполнения работ и оказания услуг, в том числе при перевозке пассажиров, их багажа и грузов, оказании туристических, финансовых, образовательных услуг, услуг страхования, жилищно-коммунальных услуг и др.
Самостоятельную группу составляют законодательные акты, нормы которых ориентированы на охрану обязательных требований и условий организации и функционирования потребительского рынка: определение правоспособности субъекта и специфики организации его деятельности в сфере потребительских отношений (Федеральные законы от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"); установления качества и цен на товары, работы или услуги (Федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 24.06.2008 № 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 27.10.2008 № 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 22.12.2008 № 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"); регулирование конкурентной среды (Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральные законы от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 28.12.2009 № 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"); определение информационной сферы, в том числе и рекламы (Закон РФ "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О рекламе").
Исполнение требований действующего законодательства о правах потребителей гарантировано функционированием системы органов государственного контроля (надзора). Важная роль в рассматриваемой сфере принадлежит органам Роспотребнадзора, на которые возложена организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Отдельные вопросы защиты прав и интересов потребителей имеют место в деятельности Минздрава России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтранса России, МВД России, ФСКН России, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Рособрнадзора, Росалкогольрегулирования, Ространснадзора, Россвязи, Ростехнадзора, Росстрахнадзора, ФАС России, ФТС России.
Эффективность деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о правах потребителей во многом зависит от качества информационно-аналитической работы. Значимой является информация органов государственного контроля о выявленных правонарушениях, причинах и способствующих им условиях, о принимаемых мерах профилактики и пресечения правонарушений, а также планируемых мероприятиях и приоритетах деятельности с учетом состояния законности в соответствующей сфере. Изучение правоприменительной практики этих органов позволяет отслеживать состояние законности не только в подконтрольной им сфере, но и в их деятельности, следить за полнотой и адекватностью мер, принятых по выявленным нарушениям.
Полезными могут быть сведения, содержащиеся в материалах смежных прокурорских проверок, принятых актах реагирования на ранее установленные нарушения, материалах гражданских, уголовных дел либо их надзорных производств, отказных материалах, административных производствах, а также информациях, отчетах, справках и обобщениях прокуроров, в том числе вышестоящих прокуратур. Установлению проблемных участков работы контрольнонадзорных органов может способствовать просмотровое изучение частных определений суда, отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, уголовных и гражданских дел, обзоров, обобщений, аналитических справок, подготовленных в суде по вопросам обобщения судебной практики и судебных ошибок, проблемам организации судебной деятельности по рассматриваемой категории дел, которые обсуждались в коллективе, предоставлялись в СМИ. Сведения о фактах нарушения законодательства о правах потребителей могут содержаться в оконченных производством уголовных, административных и гражданских делах, с материалами которых прокурору целесообразно тщательно знакомиться. Значительное влияние на выбор объекта предстоящей проверки оказывают: письма; заявления; индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы прокуратуры, контрольные государственные органы, органы местного самоуправления; сообщения СМИ.
Типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются:
1) нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере действия законодательства о правах потребителей (издание нормативных актов в нарушении принципа разграничения предмета ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; включение в юридическое предписание положений, прямо противоречащих Конституции РФ и нормам федерального законодательства либо искажающих их смысл);
2) нарушения, допускаемые органами государственной власти, правомочными осуществлять функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка;
3) нарушения, допускаемые органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей;
4) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчет, обвес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, на их безопасность и др.)•
В ходе проверки законности актов, изданных поднадзорными объектами, прокурор выясняет: а) правомочен ли орган принимать правовой акт по обозначенному вопросу и не нарушена ли при этом компетенция другого органа; б) не ограничивает ли правовой акт права потребителей, законные интересы организаций, установленные на общефедеральном уровне; в) не содержит ли правовой акт разрешения законодательно запрещенных действий; г) не допущено ли в правовом акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта; д) содержат ли правовые акты указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения; е) соответствует ли ОГЛАВЛЕНИЕ правового акта фактическим обстоятельствам, явившимся основанием для его издания; ж) соблюден ли порядок принятия и издания правового акта, закрепленный в регламенте органа; был ли опубликован правовой акт; з) содержит ли правовой акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и пр., указана ли дата вступления его в силу.
При осуществлении проверки в органах контроля (надзора) прокурор устанавливает: а) выполняют ли контролирующие органы возложенные на них задачи по выявлению, пресечению и предупреждению на подведомственной территории фактов нарушений законодательства о правах потребителей; б) какие проверочные мероприятия проводились названными органами; производятся ли проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, а также обязательных требований к товарам, работам и услугам (количество проверок, их результативность, количество и характер выявленных правонарушений, какие приняты меры); в) осуществляется ли взаимодействие между контролирующими органами в области защиты прав потребителей (каково ОГЛАВЛЕНИЕ предпринимаемых мер, их количество, характер, а при неисполнении – причины); г) каким образом осуществляется контроль за деятельностью нижестоящих территориальных органов и подведомственных организаций (если структура органов предполагает их наличие); каков характер выявленных нарушений в их деятельности, каковы меры, принимаемые к их устранению; д) соблюдаются ли нормативные требования при организации приема граждан, обеспечении своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.
При проверке административной практики в органах государственного контроля выясняются: а) каков характер выявленных правонарушений, какие меры приняты (их законность, полнота и своевременность); б) имелись ли факты необоснованного освобождения виновных лиц от обязанности возмещения ущерба после наложения штрафов и иных взысканий; в) соблюдаются ли предусмотренные КоАП требования при рассмотрении дел о наложении административных взысканий; г) соблюдаются ли требования, устанавливающие компетенцию органов контроля (надзора) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.