Надзор за соблюдением прав пенсионеров, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
К числу основных социально-экономических прав человека относится право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39
Конституции РФ. Защита прав и охраняемых законом интересов социально-уязвимых категорий населения, а также ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в современных условиях выдвигается в число приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
К основным нормативным актам, регулирующим вопросы социальной защиты, относятся ТК, СК, ЖК, Законы РФ "О занятости населения в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральные законы от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. Следует также отметить Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов", постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 710 "О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах”", от 17.11.2004 № 646 "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения", от 15.10.2005 № 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", от 07.04.2008 № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам также надлежит руководствоваться указанием Генпрокуратуры РФ от 17.06.1996 № 31/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “О ветеранах”".
Много нарушений выявляется прокурорами в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, реализация которых могла повлечь ущемление законных прав и интересов ветеранов войны, инвалидов, престарелых и иных социально незащищенных категорий граждан на обеспечение жильем, в частности:
– в нарушение Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов" обеспечение жильем указанной категории граждан ставится в зависимость от даты постановки их на жилищный учет;
– в нарушение Федерального закона "О ветеранах" размер субсидии для инвалидов войны и иных категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, администрациями субъектов РФ определяется из расчета общей площади жилого помещения на одного человека меньше, чем установлено в указанном законе;
– законодательными актами субъектов РФ устанавливаются отличные от федерального законодательства требования относительно сроков постановки на учет и размера предоставляемой жилой площади ветеранам войны;
– муниципальные власти в нарушение федерального законодательства принимают нормативные акты об установлении уровня благоустройства жилых помещений; при этом к благоустроенному и отвечающему установленным санитарно-техническим требованиям относят жилье, в котором имеется печное отопление, отсутствует ванная комната и водоотведение;
– несмотря на то что определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу ст. 12 ЖК относится к компетенции органов государственной власти РФ, органами местного самоуправления утверждались нормативные правовые акты о порядке признания граждан, постоянно проживающих на подведомственной территории, малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;
– органами местного самоуправления незаконно устанавливались нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан на подведомственной территории, тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 ЖК эти органы не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и участников войны, а также других категорий граждан, приравненных к ним;
– установление органами местного самоуправления размера оплаты за пребывание в муниципальных учреждениях здравоохранения, превышающего предельный уровень оплаты социальных услуг, определенных постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";
– незаконное установление органами местного самоуправления правил бесплатного проезда льготным категориям граждан в общественном транспорте только в определенные дни недели;
– определение муниципальными образованиями размера денежной компенсации на твердое топливо льготным категориям граждан исходя не из общей площади занимаемого помещения, а только из жилой, чем нарушались требования, установленные в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
– установление органами местного самоуправления норм отпуска твердого топлива льготным категориям граждан в размере ниже, чем определено субъектом РФ;
– в нормативных правовых актах, затрагивающих права и интересы инвалидов, ветеранов, престарелых и иных социально незащищенных категорий граждан, выявлялись нормы, носящие коррупциогенный характер, в частности: а) при установлении льгот инвалидам, ветеранам и иным категориям социально незащищенных граждан, оказываемых в учреждениях социального обслуживания населения, не был прописан конкретный порядок предоставления льгот; б) при определении порядка расходования средств, предусмотренных на реализацию программ социальной защиты населения, для правоприменителя устанавливались необоснованно широкие пределы усмотрения (отсутствие сроков, условий и оснований для принятия решений об оказании материальной помощи ветеранам войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления и их должностных лиц);
– допускались факты несвоевременного оспаривания незаконных нормативных правовых актов.
Основными источниками информации о нарушениях прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров являются жалобы, заявления и обращения граждан, представителей общественных организаций, ветеранов, руководителей предприятий, учреждений, организаций, органов власти, местного самоуправления. Немаловажен регулярный анализ материалов гражданских дел. Следственная практика в совокупности с судебной указывает на характер злоупотреблений, связанных с совершением хищений или нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Кроме того, в качестве источников информации могут использоваться статистические, аналитические и иные данные органов социальной зашиты населения, здравоохранения, Минфина России, Казначейства России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Интерес для прокурора могут представлять следующие формы федерального статистического наблюдения: № 94-ПЕНСИИ "Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий", № 1-ЕДВ "Сведения о ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям граждан в связи с изменением формы предоставления льгот по расходным обязательствам Российской Федерации", № 9-Ф (ПФ) "Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации", № 9-Ф (СС) "Сведения о поступлении и расходовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации", № 9-Ф (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования", № 3-собес (сводная) "Сведения о стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей)", № 4-собес (сводная) "Сведения об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий", № 6-собес "Сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", № 5-собес "Сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц без определенного места жительства", № 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения". В них, в частности, можно получить сведения по спискам лиц, имеющих соответствующие удостоверения, нуждающихся в предоставлении жилой площади, о количестве жалоб и заявлений, а также их характере.
В органах здравоохранения можно почерпнуть сведения о количестве граждан, состоящих на учете в медицинских учреждениях, степени заболеваемости такой категории граждан, обслуживании их в аптеках по бесплатным рецептам, о размерах и порядке предоставления лекарственных препаратов; в органах социальной защиты, подразделениях Пенсионного фонда РФ, региональных подразделениях Минфина России, региональных органах власти – о произведенных целевых выплатах, финансировании расходов, наличии задолженности по отдельным видам выплат.
Прокурор в процессе проверки выясняет: перечень учреждений, осуществляющих социальные услуги на территории города, района; в полном ли объеме предоставляются социальные услуги, нет ли фактов необоснованного отказа в предоставлении гарантированного объема услуг, не предоставлялись ли социальные услуги другим категориям граждан, не имеющим на это право по жизненным показаниям. Порядок предоставления социальных услуг бесплатно или на условиях частичной или полной оплаты установлен постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 473.
Проводя проверку в органах социальной защиты, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, военкоматах, учреждениях здравоохранения, необходимо ознакомиться с учетной документацией (личные дела, карточки, архивные данные), с врачебными заключениями и медицинскими справками, финансовыми документами, касающимися поступления и использования денежных средств, порядка оплаты предоставляемых льготным категориям граждан за счет бюджетных средств.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах, инвалидах войны. Проверка исполнения законодательства о ветеранах предполагает выяснение в органах исполнительной власти и местного самоуправления следующих вопросов: созданы и функционируют ли соответствующие структуры по делам ветеранов; законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту ветеранов войны и труда.
При проведении проверки в учреждениях социальной защиты обращается внимание на следующее: соответствуют ли учетные данные о количестве ветеранов, учтенных этими органами, данным военных комиссариатов и органов здравоохранения; соблюдается ли порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с реализацией права ветеранов на льготный проезд. В подразделениях органов местного самоуправления, занимающихся вопросами учета и распределения жилья, в органах жилищно-коммунального хозяйства прокурор выясняет: соблюдаются ли правила принятия на учет для улучшения жилищных условий (внеочередное и первоочередное право); исполняются ли требования регионального законодательства о 50%-ной скидке в оплате жилых помещений и коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда. В органах пенсионного обеспечения надлежит проверить: обеспечивается ли право на две пенсии участников войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, других категорий на надбавку к пенсии по старости; как реализуется право неработающих лиц из данной категории на санаторно-курортное лечение. Вопросы льготного обеспечения ветеранов лекарствами, а также зубными протезами и другими изделиями медицинского назначения следует проверять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и фармацевтических (аптечных) организациях независимо от формы собственности, которые должны создавать резерв указанных средств.
Проводя проверку исполнения законодательства об инвалидах, необходимо проанализировать региональные целевые программы, направленные на решение проблем инвалидности и инвалидов, а также индивидуальные программы реабилитации инвалидов на предмет полноты реабилитационных мероприятий, предусмотренных этими программами.
Приступая к проверке в органе исполнительной власти, органе местного самоуправления, нужно получить сведения: о численности инвалидов, детей-инвалидов; количестве учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе стационарных учреждений, домов ребенка, детских домов и школ- интернатов для детей-инвалидов; лимите наполняемости и фактическом количестве детей в них; жалобах по фактам нарушения прав инвалидов, детей-инвалидов, своевременности и полноте их рассмотрения. В числе прочих выяснению подлежат следующие вопросы: а) законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту инвалидов, детей-инвалидов; б) соблюдается ли порядок направления граждан на медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), ее проведения, переосвидетельствования и выдачи медицинских заключений; в) не ущемляется ли право граждан на обжалование решений МСЭК; г) соответствуют ли данные о количестве инвалидов, детей-инвалидов, учтенных органами социальной защиты, данным органов здравоохранения и образования. Несоответствие численности в разных службах может привести к нарушению прав инвалидов на бесплатную медицинскую помощь, лекарственное, санаторно-курортное обеспечение, образование; неучтенная категория не предусматривается при формировании бюджета территории, финансировании целевых программ, составлении программы обязательного медицинского страхования.
При проведении проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в жилищных органах, осуществляющих регистрацию недвижимости, службах жилищно-эксплуатационного хозяйства устанавливается: а) обоснованно ли предоставляются жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования и по назначению ли используется жилье в этих домах; б) законно ли отчуждается приватизированное жилье (договоры купли-продажи, мены, дарения); необходимо выяснить судьбу пожилых, одиноких, а также психически больных, чьи права собственника нарушаются приватизационными сделками; в) ведется ли учет одиноких и пожилых нанимателей и собственников жилья в целях защиты от криминальных посягательств на их жилище муниципальными органами, кондоминиумами, жилищно-строительными кооперативами; г) исполняются ли требования по обеспечению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В учреждениях органов образования, здравоохранения, социальной защиты обращается внимание на следующие вопросы: а) установлен ли порядок сбора, оформления, предоставления материалов и документов, необходимых для реализации инвалидами установленных законом прав и льгот; б) реализуются ли права инвалидов на бесплатное получение лекарств, других медицинских средств, имеются ли факты отказа аптечными учреждениями в выдаче бесплатных лекарств инвалидам; в) соблюдаются ли права инвалидов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических и других протезных изделий за счет средств бюджетных средств; г) исполняются ли требования Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в частности условия, определяющие право на трудовую пенсию по инвалидности, размеры пенсий); д) законны ли выплаты других социальных пособий и компенсаций, своевременны ли они; е) осуществляется ли органами социальной защиты контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания, имеются ли случаи нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, какие меры принимались при этом к учреждениям социального обслуживания.
На предприятиях и в территориальных органах государственной службы занятости населения надлежит выяснить: а) соблюдаются ли требования законодательства об обеспечении занятости инвалидов, установлении 3%-ной квоты для приема их на работу, минимального количества специальных рабочих мест и их резервирования по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; б) стимулируется ли деятельность предприятий, учреждений, организаций по предоставлению инвалидам дополнительных рабочих мест; в) создаются ли инвалидам надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, организованно ли обучение инвалидов новым профессиям.
В отношении соблюдения жилищных прав инвалидов и ветеранов войны установлению подлежат вопросы: а) обеспечены ли за счет средств федерального бюджета жильем инвалиды, ветераны войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; б) реализуется ли право инвалидов войны на внеочередную установку квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; оплата в размере 50% занимаемой обшей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); в) не нарушается ли право инвалидов и ветеранов войны на оплату в размере 50% коммунальных услуг; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов и ветеранов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
При проверке соблюдения прав на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выясняется соблюдение требований: а) о бесплатной или частичной оплате оказания медицинской помощи, проведении диспансеризации, приобретении лекарств бесплатно либо на льготных условиях; б) внеочередном обслуживании в лечебнопрофилактических учреждениях и аптеках; в) бесплатном ежегодном санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля; г) выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% фактического заработка, в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы; д) доплате до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, которая производится за счет предприятий, учреждений, организаций до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; е) предоставлении ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для пострадавших время, а также дополнительного оплачиваемого отпуска для определенных категорий пострадавших продолжительностью 14 календарных дней; ж) обеспечении благоустроенной жилой площадью, предоставлении благоустроенных жилых помещений; з) бесплатном проезде по территории РФ на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; и) бесплатном или частично оплачиваемом проезде один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортном на территории РФ и др.