Надзор за исполнением законов, регулирующих деятельность молодежных организаций и правовых актов, направленных на борьбу с экстремизмом

Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с экстремизмом (по вопросам надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму см. также параграф 5.8 настоящего пособия), прокуроры обращают внимание на реализацию норм Конституции РФ, УК и УПК, КоАП, Законов РФ "О средствах массовой информации", Федеральных законов "О противодействии экстремистской деятельности", "О Федеральной службе безопасности", "О полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О политических партиях", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и др. При организации соответствующих проверок необходимо руководствоваться приказом Генпрокурора РФ от 19.11.2009 № 362.

Для осуществления проверки состояния законности по указанному направлению могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, ФСБ России, региональных управлений по исполнению наказаний и юстиции, сферы образования и др. Работа на этом направлении прокурорской деятельности осуществляется в координации с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, участвующими в пределах своей компетенции в борьбе с терроризмом, а также с региональными антитеррористическими комиссиями.

В ходе проверки прокуроры изучают исполнение законов:

– при организации работы органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов по исполнению Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", осуществлению необходимых мер по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде и привлечению несовершеннолетних и молодежи к участию в деятельности объединений с экстремистской и фашистской идеологией (выявление фактов пропаганды идей экстремизма (терроризма) с использованием СМИ и сети Интернет, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению этой деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления в местах массового пребывания людей, особенно в образовательных учреждениях;

– при организации индивидуально-профилактической работы комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и другими структурами органов внутренних дел с лицами, состоящими на учете как члены неформальных молодежных объединений, выявлении фактов нахождения детей в состоянии безнадзорности и трудной жизненной ситуации, изучении причин и условий, способствующих различным правонарушениям, в том числе экстремистской направленности; выявлении лиц, поддерживающих идеи национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

– при регистрации молодежных и детских общественных организаций, движений и объединений, образовательных учреждений (установление случаев отказа и их обоснованности в регистрации этих объединений по причине представления учредительных документов, содержащих недостоверную информацию, либо наименования, оскорбляющего нравственность, национальные или религиозные чувства граждан, и др.), а также контроле за их деятельностью с целью недопущения противоправного использования в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях;

– при организации работы правоохранительных органов по своевременному выявлению, учету, закреплению следов преступлений экстремистской направленности в молодежной среде, причин и условий, способствовавших преступлениям, источников финансирования преступной деятельности виновных лиц, а также работе органов предварительного следствия по выявлению в ходе расследования уголовных дел вышеназванной категории причин, способствовавших совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК;

– в деятельности молодежных общественных и религиозных объединений, иных организаций, СМИ и физических лиц, обращая при этом особое внимание на вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних;

– в ОРД и уголовно-процессуальной деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений экстремистской направленности в молодежной среде, в том числе в отношении приверженцев исламских экстремистских течений, а также при решении вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц, вовлекающих в эту деятельность несовершеннолетних;

– при принятии правоохранительными органами решений по материалам, заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях экстремизма в детской среде, а также задержании и привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 и 151 УК взрослых лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность и вовлекающих в нее подростков;

– при взаимодействии соответствующих государственных структур с негосударственными организациями, общественными и религиозными организациями и объединениями, политическими партиями, обращая внимание при этом на защиту прав несовершеннолетних;

– при вынесении решений об отказе в возбуждении уголовных дел с изучением всех материалов проверки, а также прекращении уголовных дел или уголовного преследования по преступлениям экстремистской направленности, в том числе с участием несовершеннолетних;

– при обучении религии в государственных, муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательных программ, в детских и молодежных объединениях, а также в деятельности традиционных и нетрадиционных конфессий (выявление фактов распространения в молодежных (детских) военно-патриотических объединениях и образовательных учреждениях материалов экстремистского характера, незаконного осуществления преподавательской деятельности в государственных образовательных учреждениях иностранными гражданами и лицами без гражданства, случаев осуществления религиозного образования в ущерб общему, отказов несовершеннолетних посещать общеобразовательные учреждения по религиозным мотивам);

– при установлении языков обучения в государственных образовательных учреждениях (выявление фактов осуществления процесса обучения и воспитания на нерусском (неродном) языке).

Проверке подлежит также соответствие программ обучения по предметам религиозной тематики требованиям Федеральных законов "О свободе совести и религиозных объединений" и "Об образовании в Российской Федерации"; наличие в регионах программ (подпрограмм), направленных на формирование толерантного сознания несовершеннолетних и молодежи, профилактику экстремизма в их среде, включая финансирование этих программ, эффективность проводимых мероприятий, влияние на криминогенную обстановку в регионе.

Систематически анализируя качество и полноту результатов прокурорских проверок, осуществляя эту работу в координации с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, участвующими в пределах своей компетенции в борьбе с экстремизмом (терроризмом), можно значительно повысить эффективность прокурорского надзора.