Лекция 10. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемых судом мер принудительного характера

В результате изучения главы студент должен:

знать

• предмет и пределы надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемых судом мер принудительного характера;

• поднадзорные прокурору объекты;

• полномочия прокурора в рассматриваемой отрасли надзора;

• типичные акты прокурорского реагирования на нарушения закона, допускаемые со стороны поднадзорных объектов;

уметь

• формулировать задач и прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемых судом мер принудительного характера;

• определять поднадзорные прокурору объекты;

владеть

• навыками составления актов прокурорского реагирования на нарушения закона со стороны органов, исполняющих уголовные наказания.

Задачи, предмет надзора, поднадзорные объекты

Задачей прокурора в данной отрасли надзора является сохранение и укрепление правопорядка в учреждениях пенитенциарной системы и других учреждениях и органах, ответственных за исполнение уголовного наказания и принудительных мер.

В соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре РФ предметом надзора являются:

• законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

• соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

• законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Поднадзорными объектами являются: исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России; дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов Минобороны России; учреждения Пограничных войск ФСБ России; учреждения МВД России; органы и учреждения Минздрава России.

В соответствии со ст. 16 УИК РФ наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами РФ. Наказание в виде обязательных работ и в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом. Наказание в виде лишения свободы исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы: колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, следственным изолятором. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

В отношении военнослужащих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест – командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение но военной службе – командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие.

Условно осужденные находятся под контролем уголовно- исполнительных инспекций. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

За исключением судов, все перечисленные учреждения, исполняющие уголовные наказания, являются поднадзорными прокуратуре объектами и подлежат проверке на предмет соблюдения законности в своей деятельности.

Кроме органов и учреждений, исполняющих наказание, поднадзорными объектами являются администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

• следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

• ИВС органов внутренних дел;

• ИВС пограничных органов ФСБ России.

В случаях, предусмотренных УИК РФ, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Поднадзорными прокурору объектами являются также органы и учреждения Минздрава России, исполняющие принудительные меры медицинского характера.

Надзор в данной отрасли осуществляют как территориальные, так и специализированные прокуратуры.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет, имеются ли законные основания содержания осужденных и задержанных в местах отбывания наказания, а также в местах содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Такими основаниями являются приговоры судов, постановления судов о применении принудительных мер медицинского характера, протоколы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, постановления судов о заключении под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, постановления судов о продлении сроков содержания под стражей. Прокурор проверяет, соответствует ли решению суда вид исправительного учреждения. Отсутствие законного основания содержания лиц в указанных учреждениях влечет их немедленное освобождение на основании постановления прокурора.

Следующим предметом проверки является соблюдение прав и интересов лиц, содержащихся в перечисленных учреждениях. Прокурор проверяет соблюдение прав на приобретение предметов первой необходимости, на получение посылок, передач, реализацию прав на свидания, соблюдение норм, регламентирующих материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы, задержанных и арестованных. Он проверяет законность решений об изменении условий содержания, законность перевода из одного исправительного учреждения в другое, законность решений о возможности условнодосрочного освобождения от отбывания наказания и замены наказания более мягким.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. № 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" обязывает нижестоящих прокуроров обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при контроле за условно осужденными и за соблюдением условий отсрочки осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей. В приказе предписывается не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях, соответствующих службах органов внутренних дел, а также в органах и учреждениях, участвующих в исполнении наказаний и осуществлении иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы.

При проверках прокуроры должны акцентировать внимание:

• на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет;

• осуществлении контроля за выполнением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов;

• законности установления уголовно-исполнительной инспекцией обязанностей и запретов нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также наложения взысканий на осужденных;

• контроле исполнения требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

• проведении воспитательной и профилактической работы;

• привлечении к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

Права задержанных, арестованных и осужденных определены в различных источниках. Прежде всего, в УПК РФ, УИК РФ, Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Законе РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"[1], а также в различных подзаконных актах.

Прокурор, с одной стороны, обязан пресекать случаи неоправданного предоставления дополнительных льгот и поощрений, с другой – надзирать за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали содеянному.

Так, прокурор обязан обращать особое внимание на законность наложения взысканий, предусмотренных УИК РФ. Статья 115 УИК РФ предусматривает следующие меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы: выговор; дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.

Прокурор санкционирует отдельные решения должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотипиропанному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:

• при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных ст. 33 указанного Федерального закона;

• в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;

• при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;

• при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 названного Федерального закона в случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков, захвата заложников и других террористических актов или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту РФ в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами, в местах содержания иод стражей вводится режим особых условий на срок не более 30 суток.