Лекция 8. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Правильное определение предмета и пределов за исполнением законов в следственных изоляторах (СИЗО) имеет принципиальное значение, поскольку позволяет сконцентрировать усилия прокурора на тех аспектах функционирования СИЗО, которые наиболее уязвимы с позиции обеспечения прав заключенных под стражу и осужденных. Пределы надзора определяются с учетом: а) круга нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор; б) поднадзорных объектов; в) полномочий прокурора.
Статьей 32 Закона о прокуратуре к предмету надзора в рассматриваемой сфере отнесены: законность нахождения лиц в местах предварительного заключения; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу. Законность нахождения в местах предварительного заключения предусматривает наличие предписанных действующим законодательством правовых и фактических оснований приема и содержания лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого на охраняемой территории места содержания под стражей по судебному решению, вынесенному в порядке ст. 108 УПК.
Наряду с перечисленными категориями в СИЗО также могут содержаться: а) лица, правовой статус которых определяется законодательством других стран и в соответствии со ст. 466 УПК имеется решение судебного органа иностранного государства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу; б) осужденные со вступившими в законную силу приговорами, оставленные по основаниям, предусмотренным ч. I ст. 74, ст. 77, ст. 77.1 УИК, или поступившие в следственный изолятор по основаниям, предусмотренным ст. 77.1 УИК.
Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, – это подчинение их поведения требованиям правовых норм, которыми эти права и обязанности установлены. Для сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), включая СИЗО, соблюдение прав лиц, заключенных под стражу, и обеспечение выполнения ими установленных законом требований является служебной обязанностью. Права и обязанности лиц, заключенных под стражу, и сотрудников органов и учреждений УИС регулируются:
– международными правовыми актами, в том числе Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, Европейскими пенитенциарными правилами и др. Нельзя недооценивать также решения Европейского Суда по правам человека по конкретным делам, в которых интерпретируются положения, закрепленные в указанных правовых актах;
– национальным законодательством, в том числе Конституцией РФ, УИ К, Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подзаконными нормативными правовыми актами. Существенное значение для определения круга прав и обязанностей как представителей администрации, так и заключенных под стражу, осужденных имеют решения КС РФ и ВС РФ, принятые по вопросам законности содержания лиц в местах предварительного заключения, соблюдения их прав и обязанностей, которые установлены законом.
Следует учитывать, что далеко не любая деятельность СИЗО, представителей его администрации включается в предмет надзора, определенный ст. 32 Закона о прокуратуре. В частности, хозяйственная, организационная, кадровая, иная деятельность названных субъектов включена в предмет надзора в той степени, в какой она связана с выполнением основных функций СИЗО, определенных Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ и УИК.
Функция надзора отлична от ведомственного контроля. Прокурор проверяет исполнение законов. Исполнение же подзаконных нормативных актов проверяется, если ОГЛАВЛЕНИЕ установленной законом отсылочной нормы раскрывается в подзаконном нормативном правовом акте, поскольку без этого не может быть сделан вывод о наличии или отсутствии нарушения закона.
Предмет надзора конкретизирован в приказе Генпрокурора РФ от 30.01.2007 № 19.