Надзор за исполнением законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве
Основу правового регулирования рассматриваемой сферы составляют: Конституция РФ, ГК и ЖК, Федеральные законы от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
ГК закрепляет конкретные условия отношений энергоснабжения (§ 6 гл. 30). Установленные Кодексом правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом и водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 548 ГК).
ЖК определяет структуру платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от прав лица на жилое помещение (ст. 154), порядок внесения данной платы, ее размер, определяет иные расходы собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 155–158). В соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Федеральный закон "О теплоснабжении" определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций.
Постановлением Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также являются основным правовым актом, регламентирующим отключение электроэнергии. В п. 79–86 Правил перечислены случаи (когда исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения (уведомления)) и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг.
К типичным нарушениям, допускаемым при принятии органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления правовых актов в рассматриваемой сфере, относятся:
– превышение предоставленных федеральным законодательством полномочий при установлении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг;
– нарушение процедуры принятия тарифов (нарушение сроков процедур извещения организаций об открытии и рассмотрении дел об установлении тарифов; сроков проведения экспертизы представленных предложений и подготовки экспертных заключений; отсутствие таких экспертиз при установлении тарифов);
– введение органами местного самоуправления тарифов и надбавок в действие ранее, чем через месяц с момента их принятия, либо распространение их на прошлые периоды времени;
– нарушение порядка досрочного пересмотра тарифов и надбавок;
– нарушение органами исполнительной власти субъектов РФ порядка согласования своих решений об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного ФСТ России;
– неопубликование правовых актов об установлении тарифов и надбавок;
– превышение объемов и сроков выполнения мероприятий, закрепленных в инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, установленных программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
– необоснованное взимание и навязывание управляющими компаниями жителям многоквартирных домов платежей за потери энергоресурсов, на "общедомовые нужды" и т.д.;
– незаконные отключения электроэнергии; ограничение потребления электроэнергии.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 ФСТ России осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, а также регулирует деятельность естественных монополий.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Необходимую информацию о правонарушениях прокурор получает из следующих источников: заявлений и обращений граждан, должностных лиц, организаций о неправомерных действиях органов государственной власти и органов местного самоуправления; сообщений СМИ; материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел; материалов прокурорской и правоприменительной практики.
Кроме того, в качестве сведений о деятельности на поднадзорных объектах и возможных нарушениях при ее осуществлении необходимо использовать: материалы ранее проведенных органами прокуратуры проверок, а также проверок органов контроля и надзора (например, территориальных управлений ФАС России); переписку органов прокуратуры с органами власти, правоохранительными органами, организациями; отчеты о работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе осуществляющих тарифное регулирование.
При проведении проверки исполнения законодательства в органах регионального тарифного регулирования надлежит проверить:
– выполняются ли возложенные на указанный орган задачи в части достижения баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов;
– установлены ли тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках определенных ФСТ России (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии;
– определены ли сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии и соответствуют ли они действующему законодательству;
– введены ли тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на эту энергию и соответствуют ли они действующему законодательству;
– установлены ли для территориальных сетевых организаций плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы;
– определены ли тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных ФСТ России предельных и (минимального и (или) максимального) уровней тарифов. Имеют ли место факты превышения предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, а также случаи необоснованного установления (пересмотра) тарифов в течение года после принятия закона субъекта РФ о бюджете, нарушения сроков действия утвержденных цен (тарифов), включения в тарифы затрат на проведение проверок хозяйственной деятельности организаций и на другие не предусмотренные законодательством цели;
– соблюдается ли требование об обязательном проведении экспертизы экономической обоснованности предложений об установлении тарифов и составлении экспертных заключений, их соответствии требованиям законодательства;
– осуществляется ли контроль за применением регулируемых цен (тарифов) и проводятся ли проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);
– осуществляется ли контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые тарифы, каков характер этого контроля;
– контролируется ли деятельность гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения;
– запрашиваются ли у органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций материалы по вопросам регулирования цен (тарифов) и контроля за их применением;
– имеют ли место случаи отмены региональным органом тарифного регулирования решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных ему полномочий и противоречащих законодательству об электроэнергетике или принятых с превышением компетенции;
– соблюдаются ли требования законодательства по согласованию производственных программ и даче заключений на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, выполняются ли в соответствии с полномочиями обязанности по мониторингу выполнения программ;
– соблюдаются ли требования законодательства о порядке обращения в ФСТ России по возникающим разногласиям в отношении тарифов и надбавок между региональным органом тарифного регулирования, органом местного самоуправления и организациями, имелись ли для этого основания;
– соблюдается ли региональным органом тарифного регулирования порядок согласования с ФСТ России решения об утверждении ими тарифов в установленных законодательством случаях;
– имели ли место факты принятия региональными органами тарифного регулирования решений по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, не соответствующих действующему законодательству;
– осуществляется ли финансирование регионального органа тарифного регулирования за счет средств, предусматриваемых на эти цели в бюджете субъекта РФ;
– производятся ли расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ указанного органа за счет отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
– исполняются ли региональным органом тарифного регулирования иные полномочия, связанные с регулированием тарифов.
В органах местного самоуправления, в том числе осуществляющих тарифное регулирование, надлежит проверить:
– выполняются ли полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
– имеют ли место отключения потребителя от сетей электроснабжения неуполномоченным лицом;
– нарушается ли порядок предоставления услуг электроснабжения при проведении ремонтных и профилактических работ;
– созданы ли органы тарифного регулирования;
– изданы ли правовые акты о порядке деятельности органов регулирования муниципальных образований, соответствуют ли они законодательству;
– соблюдаются ли требования при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
– соблюдаются ли органами местного самоуправления при установлении тарифов принципы экономической обоснованности тарифов, осуществляется ли их регулирование с проведением экспертизы экономической обоснованности затрат на предоставление услуг;
– обеспечивается ли установление тарифов на очередной период их действия менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия;
– имели ли место случаи принятия решений по указанным вопросам без наделения полномочиями и с превышением компетенции;
– исполняются ли требования о порядке обращения в ФСТ России по разногласиям в отношении тарифов и надбавок, возникающим между региональным органом тарифного регулирования, органом местного самоуправления и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
В зависимости от характера установленных в ходе проверки правонарушений прокурор принимает адекватные меры реагирования.