Надзор за исполнением законодательства о таможенных платежах
Помимо общего таможенного законодательства вопрос о таможенных платежах регламентируется соглашениями об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров и др.
Взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию – одна из основных задач таможенных органов (ст. 6 ТК ТС). Возникновение и прекращение обязанности по уплате платежей и срок уплаты обусловлены таможенной процедурой, используемой участником ВЭД.
Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования используется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС). В частности, от кода товара зависит размер таможенных платежей. ТН ВЭД ТС основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ВТО и единой ТН ВЭД СНГ, Классификация товаров по ТН ВЭД дается при таможенном декларировании товаров. Таможенные органы проверяют правильность классификации, и в случае несоблюдения требований самостоятельно осуществляют ее. За правильность определения кода отвечают отделы товарной номенклатуры и происхождения товаров РТУ и таможен, они проводят корректировки таможенной стоимости. Вопросам классификации посвящены распоряжение ФТС России от 01.03.2012 № 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", приказ от 29.03.2012 № 600 "О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары". ТК ТС предусматривает принятие предварительного решения по классификации.
Таможенные платежи могут зависеть от страны происхождения товаров, если этой стране на территории ТС предоставляются тарифные преференции. Данный вопрос регламентируется Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008. ТК ТС также устанавливает правила определения страны происхождения товаров. Таможенные органы могут принимать предварительные решения о стране происхождения, они вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, в частности декларацию, сертификат о происхождении товара. Основа таможенных платежей – таможенная стоимость товара. Она определяется декларантом либо таможенным представителем. Если отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения о таможенной стоимости, допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных платежей исходя из заявленной стоимости.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения и величине таможенной стоимости, обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости, а также представления подтверждающих их документов. Указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей влечет ответственность. Если таможенный орган не согласен с декларируемой таможенной стоимостью, он проводит ее корректировку. Решение о корректировке должно содержать обоснование и срок его исполнения. Декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить платежи с учетом корректировки.
Если сведения о таможенной стоимости недостоверные либо не подтверждены, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение должно быть обоснованным, содержать перечень конкретных признаков недостоверности. Если дополнительная проверка не может быть проведена в установленные сроки для выпуска товаров (ст. 196 ТК ТС), решение о ее проведении не является основанием отказа в выпуске товаров. Выпуск осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей.
К таможенным платежам относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины; НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров, таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС). Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и законодательством государств – членов ТС. Авансовые платежи – деньги, внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных платежей. ТК ТС предусматривает льготы по уплате таможенных платежей (тарифные преференции; льготы по уплате таможенных пошлин, по уплате налогов; по уплате таможенных сборов). Базой для исчисления является таможенная стоимость и (или) физическая характеристика товаров в натуральном выражении (количество, масса). Таможенные пошлины, налоги исчисляются их плательщиками самостоятельно.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Ставки бывают адвалорные, специфические, комбинированные. Ставки устанавливаются Единым таможенным тарифом ТС. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств – членов ТС в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией ТС[1]. Применяется законодательство государства – члена ТС, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо где выявлен факт незаконного перемещения.
ТК ТС устанавливает сроки уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 81,161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС), предусматривает предоставление отсрочки и рассрочки по уплате платежей, порядок уплаты. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленных ТК ТС случаях должно быть обеспечено. Способы обеспечения: деньги; банковская гарантия; поручительство; залог имущества – по выбору плательщика. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки взыскание производится принудительно за счет денежных средств и иного имущества плательщика, в том числе авансовых платежей, обеспечений уплаты. Таможенные платежи, пени, проценты, взыскание которых оказалось невозможным, признаются безнадежными к взысканию и списываются.
Типичные нарушения законодательства о таможенных платежах: занижение платежей путем недостоверного заявления таможенной стоимости, кода, страны происхождения товара, представления недействительных документов о товарах; представление неликвидного имущества в обеспечение уплаты платежей; нарушение сроков уплаты; неиспользование таможенным органом имеющихся возможностей для проверки заявленных данных о товарах и платежей; принятие в качестве обеспечения уплаты неликвидного имущества; непривлечение лиц, виновных в неуплате к ответственности; нарушение порядка принятия предварительных решений; неправильная корректировка платежей; необоснованный отказ в удовлетворении жалоб участников ВЭД; непринятие мер по ликвидации задолженности по таможенным платежам.
В ходе проверки прокурором выясняется: надлежащим ли образом налажен ведомственный контроль, каковы результаты контроля и меры, принятые по выявленным нарушениям; соблюдаются ли требования законодательства к классификации товаров по ТН ВЭД, определению страны происхождения товаров, декларированию таможенной стоимости; соблюден ли порядок осуществления контроля таможенной стоимости, требования закона к предварительным решениям, соответствует ли решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости требованиям закона; выполнил ли декларант свои обязанности по уплате платежей в случае корректировки, отказано ли таможенным органом в выпуске товаров, если не выполнил; проводится ли дополнительная проверка в установленных законом случаях; принимались ли меры к ликвидации задолженности по таможенным платежам; привлекались ли участники ВЭД к ответственности за допущенные нарушения.