Надзор за исполнением законодательства об охране интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется ГК; Федеральными законами от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и рядом подзаконных нормативных правовых актов.
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая ГК. В нее включены некоторые новые, ранее не охранявшиеся российским законодательством виды интеллектуальных прав: 1) смежные права на ОГЛАВЛЕНИЕ баз данных (ст. 1333–1336); 2) смежные права публикатора произведения (ст. 1337–1344); 3) права на доменное имя как на средство индивидуализации информационных ресурсов (ст. 1542–1551); 4) права на коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия (ст. 1538–1541), а также положения, касающиеся таких широко используемых на практике объектов охраны, как 1) права на фирменное наименование (ст. 1473–1476) и 2) права на секреты производства (ноу-хау) (ст. 1465–1472).
В ГК закреплена такая мера ответственности за нарушения исключительных прав, как взыскание с нарушителя суммы компенсации, в том числе за нарушение исключительного права на товарный знак и за незаконное использование наименования места происхождения товара. Введена также ответственность за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. Новой и весьма существенной санкцией за такие нарушения является возможность ликвидации по решению суда юридического лица и прекращение регистрации индивидуального предпринимателя, совершающего подобные нарушения (ст. 1254–1255).
Функции контроля в данной сфере осуществляют органы внутренних дел, ФТС России, ФНС России, Роспатент, ФАС России, Минобрнауки России, Росимущество и др.
К типичным нарушениям в рассматриваемой сфере относятся:
1) нарушения в сфере учета и распоряжения объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет средств федерального бюджета, в том числе: отсутствие в государственных контрактах законодательно установленных положений, включение которых является обязательным и направлено на должное закрепление прав России на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств; несообщение исполнителями заказчику о фактах создания при реализации государственного контракта объектов интеллектуальной собственности, несмотря на наличие такого условия в государственном контракте; расходование бюджетных средств на нецелесообразные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
2) нарушения, допускаемые органами, осуществляющими функции контроля в сфере защиты интеллектуальной собственности:
а) МВД России. Органами внутренних дел практически не проводятся целенаправленные и регулярные проверки объектов, распространяющих печатные средства, видеоносители, компьютерные программы, а также предприятий, занятых реализацией алкогольной продукции, не принимаются достаточные меры по выявлению организаций и предприятий, изготавливающих и реализующих контрафактную продукцию и скрывающих полученные доходы от налогообложения. Допускаются многочисленные нарушения в процессе изъятия контрафактной продукции;
б) ФТС России. Сотрудниками таможенных органов допускаются многочисленные нарушения при таможенном контроле и оформлении объектов интеллектуальной собственности. Не принимается должных мер по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Допускаются нарушения требований таможенного законодательства (Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") при оформлении необходимых документов в случае приостановления выпуска товаров. Решения о приостановлении выпуска товаров принимаются таможенными органами без соответствующего заявления правообладателя соответствующих товарных знаков, принимаются не в письменной форме, декларанты о приостановлении выпуска товаров не уведомляются и др.;
в) ФАС России. Изучение материалов проверок, проведенных территориальными антимонопольными органами по обращениям, связанным с нарушением законодательства о конкуренции, в связи с неправомерным использованием средств индивидуализации, свидетельствует о явной недостаточности принимаемых управлениями в данной области мер. В частности, отсутствует информационное взаимодействие с иными контролирующими органами и органами внутренних дел; по выявленным нарушениям не инициируется возбуждение дел об административных правонарушениях; допускается необоснованная волокита при рассмотрении заявлений о неправомерном использовании товарных знаков.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, важными специфическими источниками информации являются: договоры на разработку объекта интеллектуальной собственности в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и результатов; охранные документы на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств; научно-технические отчеты о целесообразности создания нового объекта интеллектуальной собственности; технические задания и технические проекты, конструкторская документация, акты сдачи и приемки результатов научно-технической деятельности.
Принимая во внимание тот факт, что возможности прокурора в сфере защиты интеллектуальной собственности изначально ограничены действующим законодательством, при проведении проверки следует обращать особое внимание на деятельность уполномоченных органов в области охраны интеллектуальной собственности – контролирующих и правоохранительных органов, в том числе по выявлению и пресечению деятельности незаконных производств, перекрытию каналов поставок контрафактной продукции.
В связи с этим при проведении проверок:
1) необходимо выяснить, проводились ли в отчетный период контролирующими и правоохранительными органами плановые про
верки исполнения законодательства об интеллектуальной собственности; какие нарушения выявлялись в ходе проверок; какие меры принимались по выявленным нарушениям, являлись ли они достаточными и обоснованными;
2) следует оценить эффективность противодействия обороту контрафактной продукции со стороны органов внутренних дел. Решение задач борьбы с нарушениями авторских и смежных прав возложено на отдельные структурные подразделения МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Одной из основных форм оперативной работы является проведение целевых оперативно-профилактических операций, позволяющих одновременно сконцентрировать силы на выявлении и пресечении посягательств на ограниченный круг объектов интеллектуальной собственности.
В условиях преодоления последствий экономического кризиса, когда ввиду снижения покупательской способности граждан уменьшаются масштабы потребляемой продукции в нашей стране и странах, граничащих с Россией (государства СНГ, Китай), возможен рост производства и реализации дешевой контрафактной продукции, в том числе предметов первой необходимости. Поэтому компетентным органам нужно отслеживать динамику производства и распространения контрафактной продукции, принимать предупредительные меры для снижения ее оборота. В связи с этим прокурорам необходимо проверять: проводились ли органами внутренних дел проверки в целях выявления контрафактной продукции; выявлялись ли случаи реализации контрафактной продукции; какие меры принимались к устранению выявленных нарушений; являлись ли принятые меры достаточными и законными; сколько изъято из незаконного оборота контрафактной продукции за указанный период; каким образом происходит уничтожение контрафактной продукции; допускались ли факты нарушения законодательства об административных правонарушениях (ст. 27.8, 27.10, 27.14 КоАП) при изъятии продукции с признаками контрафактности; выявлялись ли факты возврата судами продукции, ранее изъятой правоохранительными и контролирующими органами, нарушителям (контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда подлежат обязательной конфискации и уничтожению, кроме случаев их передачи автору);
3) в территориальных органах ФАС России выясняется:
– поступали ли к ним заявления, связанные с нарушением законодательства о конкуренции и ограничении монополистической дея
тельности в связи с использованием средств индивидуализации (товарные знаки, наименование места происхождения товара и др.);
– каковы результаты рассмотрения подобного рода заявлений, какие меры приняты, являются ли они полными и обоснованными;
– проводились ли территориальными органами ФАС проверки по вопросу защиты интеллектуальной собственности при использовании средств индивидуализации; какие нарушения выявлялись в ходе проверок;
– какие меры принимались к нарушителям, являлись ли они достаточными и обоснованными;
– возбуждались ли дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
– возбуждались ли дела об административных правонарушениях;
4) при осуществлении надзора за исполнением законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счетбюджетных средств, необходимо проверить законность принятых решений об охраноспособности объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет бюджетных средств; провести анализ размеров вреда, причиненного государству при нарушении его прав на объекты интеллектуальной собственности.
Если занижение патентоспособности указывает на неправомерное сокрытие от заказчика (государства) объектов интеллектуальной собственности, то ненадлежащая оценка стоимости, доходности результатов интеллектуальной деятельности указывает на сокрытие вреда, причиненного государству при нарушении законодательства. Важно определить размер ущерба, причиненного государству в результате ненадлежащего выполнения работ, прежде всего по государственному контракту на создание объектов промышленной собственности. При проведении оценки важно использовать возможность как профессиональных оценщиков, так и контролирующих органов РФ и субъектов РФ в рамках проводимого ими аудита.
Кроме того, в рамках проверки исполнения законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, необходимо проверять:
– законность передачи товарных знаков, принадлежащих России, частным предприятиям;
– какие меры принимались органами Росимущества по защите имущественных интересов государства (в том числе в судебном порядке) в случае выявления нарушений законодательства;
– являлись ли принятые меры достаточными и обоснованными.