Надзор за исполнением валютного законодательства при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств
Помимо общего валютного законодательства[1], имеется нормативная база, относящаяся непосредственно к таможенной сфере. Это Договор о Таможенном союзе (согласно ст. 12 установлен единый порядок регулирования ВЭД и принятия согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению, включающий и валютное регулирование), ТК ТС, Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон о валютном регулировании), Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 "О Федеральной таможенной службе" (в соответствии со ст. 4 Закона о валютном регулировании таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению валютного контроля), приказы ФТС России от 05.02.2009 № 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (регламентирует проведение таможенными органами проверок, направленных на выявление нарушений, устанавливает сроки и основания их проведения) и от 17.11.2009 № 2075 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представляемых для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации".
Валютное регулирование – деятельность специально уполномоченных государственных органов, имеющих целью упорядочение валютного оборота и валютных операций на территории РФ, в том числе в процессе перемещения через таможенную границу валютных ценностей в виде наличной российской и иностранной валюты, а также российских (внутренних) и иностранных (внешних) ценных бумаг в документарной форме. Контроль за этим перемещением осуществляют таможенные органы. Субъекты валютных правоотношений – "резиденты" и "нерезиденты"[2].
Валютные операции – комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме сделок. По субъектному составу можно выделить три группы валютных операций: а) между резидентами и нерезидентами; б) между резидентами; в) между нерезидентами. Законодательство определяет права и обязанности указанных лиц относительно той или иной группы операций. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением купли-продажи иностранной валюты и чеков в иностранной валюте (ст. 11 Закона). Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением ряда операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, реализацией товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках; договорами об оказании экспедиторами, перевозчиками и фрахтовщиками услуг, связанных с вывозом с таможенной территории или ввозимого на нее товара, его транзитной перевозкой, а также договорами страхования указанных грузов и др. (ст. 9).
Нерезиденты вправе без ограничений производить между собой переводы иностранной валюты, осуществлять валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ, валютные операции в валюте РФ, открывать банковские счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ, но только в уполномоченных банках (ст. 10–13)[3]. Нерезиденты обязаны вести в установленном порядке отчетность по проводимым ими в России валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение трех лет со дня совершения операции, но не ранее срока исполнения договора.
Резидентам в порядке, установленном ЦБ РФ, разрешается без ограничений иметь счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)[4]. При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии либо закрытии счетов (ч. 2 ст. 12).
Ввоз в Россию иностранной и российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений. При единовременном ввозе физическими лицами указанной валюты, чеков и бумаг в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., требуется письменное декларирование таможенному органу всей суммы возимых валюты и валютных ценностей (ст. 15).
Законом о валютном регулировании установлены также валютные ограничения: 1) использование единых форм учета и отчетности по валютным операциям в установленные сроки и определенном ЦБ РФ порядке (ч. 4 ст. 5); 2) запрет осуществления валютных операций между резидентами (ч. 1 ст. 9); 3) осуществление между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг (ч. 2 ст. 10); 4) осуществление валютных операций между нерезидентами через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ч. 3 ст. 10); 5) купля-продажа иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11); 6) осуществление резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (ч. 4 ст. 12); 7) открытие нерезидентами банковских счетов (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках (п. 1 ст. 14); 8) осуществление расчетов физическими лицами – резидентами по валютным операциям через банковские счета в уполномоченных банках (ч. 3 ст. 14); 9) репатриация резидентами выручки в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (ст. 19); 10) требования к перемещению наличной валюты и валютных ценностей через границу (ст. 15). Вместе с тем анализ валютного законодательства позволяет сделать вывод, что валютному контролю подлежат фактически все валютные операции, независимо от того, осуществляются они свободно либо с валютными ограничениями.
Система контроля в рассматриваемой сфере является трехуровневой: Правительство РФ[5], органы и агенты валютного контроля (ст. 22 Закона о валютном регулировании). К агентам валютного контроля относятся таможенные органы, а также уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра, налоговые органы. Агенты обязаны предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием. Органы и агенты валютного контроля проводят: проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и актов органов валютного реагирования, в том числе полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; направляют запросы и получают документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ст. 23). Установлен обязательный срок для предъявления документов по запросам (не менее семи рабочих дней со дня подачи запроса). По результатам контроля органы валютного контроля вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, применять меры ответственности к нарушителям (п. 2 ч. 2 ст. 23).
Агенты валютного контроля действуют исключительно в сфере своей компетенции. Таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, вправе запрашивать необходимые для контроля документы. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 "Об утверждении правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков" установлены виды таких документов[6]. В основном таможенные органы контролируют перемещение российской и иностранной валюты, а также ценных бумаг в документарной форме. Безналичные валютные ценности не являются товаром, а значит, и предметом таможенных правоотношений.
Задачи валютного контроля таможенных органов: обеспечение своевременной и полной регистрации (возврата) экспортной выручки экспортерами; отслеживание обоснованности платежей, производимых российскими импортерами; обеспечение соблюдения валютного законодательства при перемещении через таможенную границу валюты, валютных ценностей и ценных бумаг; представление органам валютного контроля информации о валютных операциях, в том числе для применения санкций за допущенные нарушения, взаимодействуют с другими агентами валютного контроля[7]. Таможенные органы и их должностные лица несут ответственность за допущенные ими нарушения при осуществлении контроля, в том числе за нарушения прав резидентов и нерезидентов.
Типичные нарушения валютного законодательства: невозврат экспортной выручки; незаконный перевод денег за рубеж под видом авансовых платежей за поставку импортных товаров; представление недействительных документов с целью сокрытия нарушений; невыполнение правил перемещения валюты через таможенную границу; производство расчетов по валютным операциям не через счета в уполномоченных банках, а в наличной форме; непринятие таможенными органами мер к проверке законности валютных операций, в частности к проверке представленных документов; неиспользование права запроса необходимых документов.
Для анализа состояния законности прокуроры используют таможенную статистическую отчетность: формы № 18 "Сведения о результатах валютного контроля", № 1-вал "Сведения о ввозе и вывозе иностранной валюты физическими лицами", № 2-вал "Сведения о ввозе и вывозе ценных бумаг и дорожных чеков юридическим лицами", № 21 "Сведения о товарах, ввезенных по контрактам, заключенных в счет займов Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития".
При проверке прокурором выясняется: выполняютли таможенные органы требования закона о валютном контроле; проводятся ли необходимые проверки при наличии оснований, соблюдаются ли их сроки; проверяется ли достоверность документов, представляемых резидентами и нерезидентами; имеются ли в таможенных органах карточки образцов оттисков печатей банков, образцы подписей ответственных лиц, заверены ли они нотариально и др.; налажен ли необходимый и своевременный обмен информацией с другими агентами таможенного контроля; нет ли случаев необоснованной передачи материалов для проверки из таможенных другим органам (сколько материалов направлено, по каким причинам); относится ли проведение проверки к компетенции данного органа, имеются ли сведения о судьбе материалов, какие меры приняты по выявленным таможенными органами нарушениям.