Зарубежный опыт

В поисках разрешения этого противоречия компании накопили значительный опыт. Так, руководство компании "Хьюлетт-Паккард", с одной стороны, стремится поддержать гибкость исследователей, их восприимчивость к новым идеям, с другой – постоянно находиться в курсе всех событий коммерческого характера, положения на рынке и т.д., что достигается благодаря наличию различного рода связей исследователей с работниками сбытовых отделов. По мнению руководства, эта сеть связей играет решающую роль в успешной деятельности компании. В компании "Хьюлетт-Паккард" принято ежегодно задавать каждому из шести исследовательских центров ряд стратегически важных для деятельности компании направлений, которые определяются совместно руководителями лабораторий и вице-президентом, ответственным за НИОКР. Исследователям компании рекомендуется проводить как можно больше времени в производственных подразделениях с тем, чтобы, глубоко зная проблемы производства, они могли бы выдвигать отвечающие потребностям идеи совершенствования выпускаемой продукции или производственных процессов.

В рамках компании существует жесткое правило для разработчиков новых изделий внимательно следить за продвижением новинок от их рождения в стенах лабораторий до практического освоения в виде готовой продукции. Ежегодно директор каждой лаборатории производит расчеты по определению примерного соотношения годового объема средств, ассигнованных лаборатории на НИОКР, с объемом полученной компанией прибыли, которую можно отнести на счет работ, выполненных данной лабораторией. Это не является строгой отчетностью, тем не менее такая примерная оценка реального вклада считается полезной, поскольку она напоминает исследователям, что их работа контролируется.

Безусловно, легче руководить НИР и легче контролировать расходы, когда сбытовые отделения формулируют конкретные цели НИОКР, поскольку при этом исследователи концентрируют свои усилия в определенных направлениях. Однако в этом случае исследователи вынуждены действовать в ограниченных пределах, что сковывает их творчество. Для разрешения этого противоречия в компании "Хьюлетт-Паккард" персоналу разрешается расходовать 5–10% рабочего времени на исследования, не получившие официального одобрения руководства. Кроме того, чтобы не сковывать творчества исследователей, руководство компании предпочитает давать лабораториям названия самого общего характера и примерно каждые три года изменять инструкции в отношении общего направления работ[1].

В случае если происходят какие-либо значительные изменения технического или коммерческого характера, администрация может быстро прекратить работу над тем или иным проектом. По этому поводу один из руководителей компании заявил следующее: "Исследователи должны спокойнее относиться к тому, что работа над проектом, которому они отдают предпочтение, прекращается. Исследовательские лаборатории нередко “кишат” проектами, которые никто не знает, как остановить. Мы должны брать на работу таких людей, которые способны переключаться с одной работы на другую".

К работающим в "Хьюлетт-Паккард" исследователям предъявляются жесткие требования. Во-первых, они должны обладать большой гибкостью, которая приобретается за счет того, что на протяжении их службы им приходится 5–6 раз менять профиль работы. Во-вторых, они должны быть знакомы с теорией и практикой маркетинга, управления и производства. В-третьих, они должны быть способны работать над проектами, которые рассчитаны на практическую отдачу как в ближайшей перспективе, так и в более отдаленной – от 2 до 10 лет.

В целом руководство фирмы стремится так строить работу исследовательских лабораторий, чтобы за счет отказа от "погони" за небольшими успехами в плане технического совершенствования продукции или процессов возрастала бы вероятность крупных научно-исследовательских достижений.

Одной из ключевых задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является "наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций"[2]. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям – инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение "класса" инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы "терпимости" к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования. Для инновационной экономики нужен "инновационный человек" – не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

Эту задачу предполагается решить посредством:

1) повышения инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых определены Президентом РФ, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти секторы путем реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, различных типов финансовой поддержки;

2) развития конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;

3) устранения в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР;

4) опережающего наращивания расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Предполагается также расширить поддержку стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития – посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная, космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные материалы и т.д.).

Предполагается сформировать механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая институционализацию процедур Форсайта и формирование эффективно действующих технологических платформ. Значимую роль в реализации проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех, Внешэкономбанк и фонд "Сколково".

Ключевой акцент политики в отношении фундаментальной науки и образования предполагается сделать на радикальном повышении эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования, "расчистки" науки от нежизнеспособных организаций с перераспределением финансирования с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. Предполагается также полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество.

Приоритетом в области генерации знаний станет создание "центров компетенции" через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.) по модели создания НИЦ "Курчатовский институт" и выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров.

Предполагается также запуск ряда пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масштабных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ.

Предполагается, что приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальным расширением международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усилением академической мобильности и развитием сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом концентрация средств будет ориентирована поддержку ведущих вузов и глобально конкурентоспособных научных коллективов и отдельных ученых.