Зарубежные правовые меры по сохранению климата
По мнению немецких экспертов, для недопущения глобального потепления больше чем на два градуса (что может привести к катастрофе для жизни на Земле) нужно начать существенное сокращение выбросов в атмосферу не позже 2015 г. ФРГ, некоторые островные государства, как и Китай, США и Индия только предполагают составить и подписать к 2015 г. юридически обязывающий глобальный договор о защите климата.
Частью этой дорожной карты стало решение о включении европейских авиаперевозчиков с 1 января 2012 г. в систему ограничений выбросов парниковых газов, пропорциональную своему объему перевозок и загрязнений, с мониторингом, отчетностью, платой и контролем выбросов от полетов самолетов.
Перспективное направление – правовая и государственная поддержка альтернативного энергообеспечения. В Японии с 1994 г. реализуется программа "70 000 солнечных крыш", в ФРГ с 1999 г. – "100 000 солнечных крыш" с выделением инвестиционных грантов и снижением налогов за потребляемое электричество.
Установленные с 2010 г. в Великобритании "зеленые тарифы" способствовали использованию энергии волн, приливов и отливов, шельфовой ветроэнергетики, солнечных батарей, оживлению рынка услуг в этой области.
США, уклонившись от подписания Киотского протокола, подняли климатическую политику с уровня муниципалитетов и штатов на федеральный уровень: в плане Обамы-Байдена "Новая энергия для Америки" ставится задача достичь 10%-го уровня возобновляемого электричества в 2012 г. и 25%-го – к 2025 г.
Китай становится наиболее крупным производителем для всего мира и потребителем дешевых солнечных батарей и ветряных турбин, поставив в своем очередном пятилетием плане задачу увеличить потребление ветряной энергии к 2015 г. в 7 раз.
В Бразилии генерирующие компании законодательством обязываются вкладывать 0,5% дохода в энергосберегающие технологии: например, применяющие солнечную энергию 2 тыс. семей штата Сан-Паулу сэкономили 30% энергетических мощностей и этот опыт продолжается.
Российская климатическая доктрина
В ряде государств реализуются международные рекомендации и принимаются некоторые правовые меры по сохранению климата и околоземного космического пространства, влияющего на обеспечение надлежащего климата Земли.
Наиболее загрязняющими и влияющими на климат являются тепловые, работающие на газе и угле электростанции, доля электроэнергии которых в России составляет 69% (ГЭС – 19%, АЭС – 12%). Показательно, что размер штрафов за загрязнение от ТЭС в 100 раз меньше, чем строительство систем очистки их выбросов.
17 декабря 2009 г. Президентом РФ подписано распоряжение № 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации". Возникает вопрос о правовом статусе подобной доктрины и ее юридических последствиях, особенно в контексте с экологической доктриной, одобренной Правительством РФ в августе 2002 г.
Экологическая доктрина была принята после всестороннего, в том числе общественного обсуждения, накануне экологического форума в Йоханнесбурге, подводящего итоги десятилетия после судьбоносной конференции в Рио-де-Жанейро; климатическая – сразу после саммита в Копенгагене, не принявшего всеобъемлющего международного документа. Первая была призвана показать итоги и цели российской природоохранной деятельности, вторая – реализовать российские материалы подготовки к Копенгагену и составить программу на будущее.
Обе доктрины призваны быть неким правовым ориентиром природоохранной деятельности: первая на основании десятилетиями вырабатывавшихся концепций и в более широком ключе, вторая – по одному глобальному специфическому направлению, возникшему в XXI в.
Конкретные и развернутые положения доктрины 2002 г. широко используются в работе по формированию экологической культуры, составлению и выполнению планов правотворчества, в научно-исследовательской деятельности.
Можно полагать, что предложения доктрины 2009 г. также дойдут до правоприменителей и будут реализовываться при подготовке и применении конкретных нормативных правовых актов, в том числе об энергосбережении объектов жилищно-коммунального хозяйства, повышении энергоэффективности производства, внедрении источников альтернативной энергии.
В 2011 г. опубликован План действий по выполнению климатической доктрины. Для поддержки и координации региональных усилий по реализации закона о энергоэффективности создано Российское энергетическое агентство. Инициируются пилотные проекты "Считай, экономь, плати", "Новый свет", "Энергоэффективные город и социальная сфера", "Малая комплексная энергетика". Перспективной считается ветроэнергетика в Северо-западном федеральном округе, в Краснодарском и Приморском краях.