Лекция I. НАЧАЛО НАЧАЛ. ЗАРОЖДЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Пролог: историко-экономическое значение аграрной неолитической революции.
Отсчет времени с целью определении предпосылок для зарождении цивилизации на Земле следует вести с аграрной неолитической революции. В Х-VIII тыс. до н. э. в период нового каменного века (неолит) на Ближнем Востоке, т. е. в регионе с благоприятным климатом, первобытные люди начали переходить от присваивающего хозяйства к производящему. Многие тысячелетия они занимались охотой и рыболовством, пока в результате последнего оледенения не исчезли мамонты и не начались проблемы с добычей пищи. У людей объективно появился интерес к собирательству трав, ягод, различных плодов. Так начался естественный отбор наиболее съедобных растений и плодов, одновременно происходит одомашнивание собак, свиней, овец, коз и т. д. Процесс доместикации (окультуривание, одомашнивание) проходил в соответствии с особенностями климата, рельефа местности, привычек людей. В результате люди довольно активно стали заниматься земледелием и скотоводством, т. е. своими руками, своим трудом производить продукты питания, а из шкур и костей животных, камня, глины и дерева мастерить одежду, предметы быта, украшения и т. д.
Таким образом, началось первое в истории разделение труда. Земледельцы переходили к оседлому образу жизни, строили поселения, затем города. Земледельческие общины чаще имели смешанный характер в хозяйственном развитии - они интересовались и скотоводством, так как нуждались в рабочем скоте, в том числе в вьючных животных. Но очень много было на Земле и пастушеских племен, которые занимались только скотоводством. Некоторые из таких племен превратились со временем в агрессивные кочевые орды, разорявшие земледельческие поселения, города и целые царства.
Разделение труда проявилось и в выделении групп людей, приспособившихся к занятиям примитивным до поры до времени ремеслом и первичной меновой торговлей.
Формирование производящего хозяйства на Древнем Востоке завершилось в основном к IV тыс. до н. э. Позднее человечество вступило в бронзовый век, зародились первые очаги цивилизации. Именно благодаря аграрной неолитической революции homo sapiens превратился в истинно "человека разумного" и начался новый отсчет времени.
Месопотамия
Месопотамией древние греки называли равнинную область между реками Тигром и Ефратом, что в переводе с их языка означало Междуречье . Имелось много пригодной для посевов земли и осуществлялось ее орошение с помощью ирригационных сооружений. К концу IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии образовались города-государства Шумер, Ниппур, Ур, Урук, Эриду, Лагаш, Ларе, объединившихся в царство Древний Шумер. На севере Месопотамии появился город-государство Аккад и еще ряд городов. В первой половине III тыс. до н. э. было создано Шумеро-Аккадское царство, а во II тыс. возвысилась
Вавилония. В отдельные периоды времени заметную роль в данном регионе играла Ассирия. Интересной была история маленькой страны - торговой Финикии на самом юге Месопотамии.
Из вышесказанного следует - огромную роль в генезисе (зарождении) мировой цивилизации сыграл городской фактор. А так как во главе шумеро-аккадских городов стоял чаще всего представитель жреческих кругов - энси, это приводит к выводу о важной роли в зарождении цивилизации и религиозного (теологического) фактора. Образовывались храмовые земли. Почти одновременно выделялись земли старейшин и вождей, что вело к созданию щреких земель. В Древнем Шумере, как и в других государственных образованиях в данном регионе, основной была уже объединенная форма собственности в виде щреко-храмовых земель - прообраза государственных. Одновременно функционировал общинный сектор в экономике, постепенно формировался и частнособственнический. Иными словами, применительно уже к эпохе Древнего мира можно говорить и о генезисе многоукладной экономики, этот феномен получит широкое распространение лишь в XX в. н. э.
Царство Древний Шумер имеет все основания считаться первым очагом цивилизации:
1. На основе достижений аграрной неолитической революции определился высокий для того времени уровень материальной и духовной культуры: выращивали просо, ячмень, горох, чечевицу, фасоль, лен; высаживали лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву; возделывали виноградники, произрастали и финиковые пальмы. Имелись домашние животные - козы, свиньи, овцы, коровы.
2. Развивалось ремесло: гончарное, ткачество, металлургия меди и бронзы, деревообработка и т. д.
3. Строили глинобитные дома для жилья и занимались монументальным строительством (дворцы и храмы), сложным ирригационным строительством (плотины, дамбы, каналы).
4. Развивали внутреннюю и внешнюю торговлю, носившую меновой характер. Ввозили строительный материал (камень, дерево), золото, серебро, лазурь. Вывозили шерсть, зерно и финики.
5. Эквивалентами денег в товарно-денежных отношениях выступали быки и слитки серебра.
6. Важным этапом на пути инновационного развития, говоря современным языком, были использование с середины III тыс. до н. э. гончарного круга, обшивка дворцов и храмов глазурованным кирпичом, покрытие ритуальных бронзовых сосудов эмалью и, конечно, ирригационное строительство.
Важнейшими признаками перехода к цивилизации является изобретение письменности в виде клинописи.
Образование государственности - обязательный шаг к цивилизации.
Немаловажным обстоятельством является проявление законотворчества в виде хозяйственных регламентов на тысячах дошедших до наших дней глиняных табличках.
Именно древние шумеры очень многое сделали для дальнейшего развития цивилизации: изобрели систему бухгалтерского учета; создали Земельный кадастр; разработали тарифную систему оплаты труда; провели унификацию мер и весов; определили статус арендованных земель и охарактеризовали долговое рабство; развивали кредитное дело и т. д.
Их система функционировала за счет ренты (налога с общинников), дани с покоренных народов, разнообразных общественных повинностей населения. Рабство носило патриархальный (домашний) характер.
Все эти нововведения получили дальнейшее развитие в Вавилонии, где в XVIII в. до н. э. были приняты законы царя Хаммурапи. Главное историко-экономическое значение этих законов:
1. Впервые в мировой истории в них присутствует констатация в стране частной собственности, одновременно многие из 282 статей законов были направлены на охрану собственности царя, храмов и общины (ст. 6-41). Особый интерес для современного читателя вызывают статьи 42-71 и 78-126, которые характеризуются как "Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних"1. Говорится в законах Хаммурапи и об условиях аренды: за арендованное поле платили 1/3 урожая, за аренду сада - 2/3.
2. Некоторые из статей этих законов более чем через тысячу лет были развиты афинским архонтом Солоном, к примеру: "Отец должен научить сына какому-нибудь ремеслу". Данный тезис сыграл свою роль в становлении первого этапа мировой промышленности - ремесленного производства.
3. С помощью свода законов знаменитою царя Вавилонии определились основные социальные группы в стране: мушкенумы - полноправные вавилоняне; авилумы - ограниченные в правах жители; рабы - представители низшего слоя.
4. Как мудрый восточный правитель, Хаммурапи в целях социальной стабильности в обществе ратовал за охрану малоимущих от ростовщиков, кредиторов и т. п. К примеру, долговое рабство ограничивалось лишь тремя годами работы на кредитора, потом раб мог считать себя свободным.
Уже современные исследователи классифицировали статьи этих законов, поделив их на три раздела: право гражданское, уголовное и административное.
Особое место в истории занимают найденные и расшифрованные учеными XX в. материалы о первых паевых компаниях.
Каниш - первая паевая компания (III-II тыс. до н.э.)
Для эпохи Древнего мира повсеместно на первом плане была межстрановая торговля. Главная причина этого - слабое развитие производительных сил в каждой стране. Именно внешней торт влей занимались купцы из юрода Ашшура, будущей столицы Ассирии в Месопотамии. Найдены и проанализированы тысячи клинописных документов из торговой фактории города Каниш в Малой Азии, основанной на рубеже III-П тыс. до н. э. торговыми людьми из Ашшура. Торговые караваны, где тягловой силой были ослы из Сирии, перевозили по специально проложенной дороге через горы Загроса в Малую Азию шерсть, скот, рабов, некоторые изделия ремесленников. Обратно везли в Месопотамию драгметаллы, строительные материалы и т. д.
Ашшурцы организовали торговлю в Канише и иных местах Малой Азии исключительно по частной инициативе, в противовес (конкуренцию) господствовавшей долгое время дворцовой, т. е. государственной торговле. В торговых обменах им помогало то обстоятельство, что во II тыс. до н. э. в Вавилонии появился и распространился повсеместно сикль (8 граммов) - первая весовая единица серебра. Иначе говоря, денег в современном понимании еще не было, а рынок ценных бумаг создавался! Доказательствами служат следующие факты:
1) в Канише, как и в других торговых факториях ашшурцев, велся учет векселей, которыми купцы обменивались друг с другом;
2) с этой целью была налажена система бух1алтсрского учета,
3) купцы с обеих сторон пользовались взаимным кредитом;
4) им в этих операциях помогали торговые агенты;
5) по структуре организации и деятельности торговая фактория напоминала паевую компанию. Доходы от продажи партий товаров распределялись по паям;
6) векселя учитывались кассирами;
1) заказы на разные товары принимались на сумму не более той, которая имелась на счету у торговцев;
8) в случае продления срока кредита документы запечатывались в глиняные конверты и т. д.
Кроме того, есть данные о юридической службе при паевой компании, о развитии налоговой и таможенной служб; о мерах борьбы с контрабандным товаром и т. д. На территории Каниша существовала писцовая школа, все купцы и сотрудники компании были грамотными (в каждом подобном объединении было около 50 апппурцев).
В целом эти материалы свидетельствуют о гениальных догадках древних людей о будущем устройстве мира. Ведь паевые компании в Евразии появились лишь в XVI в., с началом Великих географических открытий.
* * *
Общекультурным вкладом шумеров, вавилонян, ассирийцев в мировую цивилизацию являются: иероглифическое письмо в виде клинописи, что помогло позднее создать алфавитную систему; календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; десятичная система счета; первые географические карты; культура архивного и библиотечного дела; развитие мифологии и изобразительного искусства.
Но хозяйство в Месопотамии в большинстве оставалось натуральным. Техника и наука были еще слабо развиты. Энергетическая база находилась на первом этапе - повсеместно использовалась мускульная энергия человека и животных.
Египетская модель хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской.