Зарубежные концепции и теории воспитания

Говоря о целеполагании в воспитании, нельзя не остановиться на известных зарубежных концепциях и теориях воспитания. Они сыграли и продолжают играть важную роль в американской и европейской педагогике, реализованы в системе образования ряда стран. Как правило, истоки этих концепций – в соответствующих философских теориях. Они возникли первоначально как итог размышлений философов о бытии и его смыслах, но оказалось, что некоторые из теорий имеют частое и прямое отношение к педагогике и образованию.

Характеризуя эти педагогические теории, нужно иметь в виду, что выделение в едином процессе образования обучения и воспитания как связанных, но все же различающихся феноменов, характерно для отечественной педагогики и не является очевидным для зарубежной, поэтому в табл. 3.1 указываем не "цель воспитания", а "цель образования". В третьем – четвертом столбцах выделены образовательные идеи изучаемых течений.

Таблица 3.1

Зарубежные концепции и теории воспитания

Название

Знаковые

имена

Цель образования

Сущность

Неопозитивизм (логический эмпиризм, новый гуманизм)

П. Хере,

Дж. Вильсон,

Р. С. Питерс,

А. Харрис,

М. Уорнок,

Л. Кольберг

В воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого я, так как Человек сам программирует свое развитие, которое в свою очередь оказывает воздействие на его социальный опыт

1. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей и ориентировано на интересы ребенка, сохранение его самобытности.

2. Полная гуманизация системы воспитания, справедливость как высший принцип отношений между людьми.

3. Лишь с помощью логического познания и рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет проявить способность к самореализации,

к общению с другими членами общества

Прагматизм

(от греч. "прагма" – дело)

Ч. Пирс,

У. Джемс,

Дж. Дьюи,

Т. Брамсльд,

А. Маслоу,

Э. Кэлли

"Самовыявление" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами.

Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха

1. Школа не должна быть оторвана

от жизни, обучение – от воспитания. Обучение и воспитание следует осуществлять в процессе выполнения конкретных практических дел.

2. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать.

3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: "...мы должны стать на место ребенка

и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения"

Гуманистическая

педагогика

К. Роджерс,

А. Маслоу

Смысл воспитания состоит в том, чтобы разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации

1. Право учащихся быть субъектами. Становление личности во многом зависит от активности самого человека.

2. Свободная школа, т.е. самоуправление в условиях доверительного общения

и сотрудничества.

3. Принципы и приемы психотерапии

Экзистенциализм, или философия существования

Н. А. Бердяев,

Л. И. Шестов (Россия),

М. Хайдеггер,

К. Ясперс (Германия),

Ж. Сартр,

А. Камю (Франция),

Э. Брейзах,

П. Тиллих (США)

Цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя"

1. Личность – высшая ценность мира, неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.

2. Самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в стадное животное, нивелирует и подавляет его я.

3. В современном мире происходит деформация личности, ее отчуждение, утеря своеобразия, враждебность окружающего мира и людей и т.п.

4. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение)

Б. Ф. Скиннер,

Дж. Уотсон,

А. Лазарус,

А. Бандура,

К. Халл,

Э. Толмен,

С. Пресси

Человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Воспитание ориентировано на оперантное поведение человека

1. Цепочка формирования заданного поведения: "стимул-реакция-подкрепление" (S-R-P).

2. Основной механизм закрепления

у обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний.

3. Моральное совершенствование человека заключается

в умении приспособиться к окружающей среде.

4. Процесс воспитания/обучения управляется с помощью рациональных алгоритмов, стимулирующих индивидуальную деятельность