Зарубежные концепции и теории воспитания
Говоря о целеполагании в воспитании, нельзя не остановиться на известных зарубежных концепциях и теориях воспитания. Они сыграли и продолжают играть важную роль в американской и европейской педагогике, реализованы в системе образования ряда стран. Как правило, истоки этих концепций – в соответствующих философских теориях. Они возникли первоначально как итог размышлений философов о бытии и его смыслах, но оказалось, что некоторые из теорий имеют частое и прямое отношение к педагогике и образованию.
Характеризуя эти педагогические теории, нужно иметь в виду, что выделение в едином процессе образования обучения и воспитания как связанных, но все же различающихся феноменов, характерно для отечественной педагогики и не является очевидным для зарубежной, поэтому в табл. 3.1 указываем не "цель воспитания", а "цель образования". В третьем – четвертом столбцах выделены образовательные идеи изучаемых течений.
Таблица 3.1
Зарубежные концепции и теории воспитания
Название |
Знаковые имена |
Цель образования |
Сущность |
Неопозитивизм (логический эмпиризм, новый гуманизм) |
П. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Питерс, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг |
В воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого я, так как Человек сам программирует свое развитие, которое в свою очередь оказывает воздействие на его социальный опыт |
1. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей и ориентировано на интересы ребенка, сохранение его самобытности. 2. Полная гуманизация системы воспитания, справедливость как высший принцип отношений между людьми. 3. Лишь с помощью логического познания и рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет проявить способность к самореализации, к общению с другими членами общества |
Прагматизм (от греч. "прагма" – дело) |
Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Т. Брамсльд, А. Маслоу, Э. Кэлли |
"Самовыявление" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха |
1. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. Обучение и воспитание следует осуществлять в процессе выполнения конкретных практических дел. 2. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. 3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: "...мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения" |
Гуманистическая педагогика |
К. Роджерс, А. Маслоу |
Смысл воспитания состоит в том, чтобы разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации |
1. Право учащихся быть субъектами. Становление личности во многом зависит от активности самого человека. 2. Свободная школа, т.е. самоуправление в условиях доверительного общения и сотрудничества. 3. Принципы и приемы психотерапии |
Экзистенциализм, или философия существования |
Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) |
Цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя" |
1. Личность – высшая ценность мира, неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности. 2. Самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в стадное животное, нивелирует и подавляет его я. 3. В современном мире происходит деформация личности, ее отчуждение, утеря своеобразия, враждебность окружающего мира и людей и т.п. 4. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера |
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) |
Б. Ф. Скиннер, Дж. Уотсон, А. Лазарус, А. Бандура, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси |
Человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Воспитание ориентировано на оперантное поведение человека |
1. Цепочка формирования заданного поведения: "стимул-реакция-подкрепление" (S-R-P). 2. Основной механизм закрепления у обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. 3. Моральное совершенствование человека заключается в умении приспособиться к окружающей среде. 4. Процесс воспитания/обучения управляется с помощью рациональных алгоритмов, стимулирующих индивидуальную деятельность |