Наблюдение командования воинской части
Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) заключается в принятии командованием воинской части мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение подозреваемого (обвиняемого) военнослужащего.
Данная мера пресечения применяется только в отношении военнослужащих или лиц, призванных на военные сборы. Ее избрание допускается лишь с согласия подозреваемого (обвиняемого).
В сравнении с личным поручительством, при избрании рассматриваемой меры пресечения не требуется ходатайства командования воинской части о взятии на себя обязательств по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого (обвиняемого). Не требуется также и согласия командования. Решение о мере пресечения вправе самостоятельно принять орган расследования, но при этом командование не может отказаться от возложенной на него обязанности обеспечить наблюдение за подозреваемым (обвиняемым) военнослужащим. Об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части выносится постановление. Наряду с ним оформляется обязательство подозреваемого (обвиняемого) военнослужащего.
Постановление об избрании меры пресечения направляется командованию воинской части, где разъясняются существо подозрения или обвинения и обязанности по исполнению этой меры пресечения. Военнослужащие, в отношении которых применена данная мера пресечения, лишаются на это время права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются па работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым
Данная мера пресечения может применяться к несовершеннолетним, т.е. к подозреваемым (обвиняемым) в совершении преступления в возрасте до 18 лет. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, что включает: запрет покидать постоянное или временное место жительства; явку несовершеннолетнего по вызовам следователя (дознавателя, суда); отсутствие попыток воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, должны быть обеспечены надлежащее поведение несовершеннолетнего в быту, продолжение учебы, профессиональной подготовки.
Несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц. Это могут быть как родственники несовершеннолетнего, так и другие лица. Дознаватель, следователь должен удостовериться, что данное лицо имеет возможность контролировать поведение несовершеннолетнего и способно оказать на него положительное воздействие. Если лиц, берущих несовершеннолетнего под присмотр, несколько, они должны действовать согласованно. Несовершеннолетний может быть отдан и под присмотр законного представителя, участвующего в деле, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором он находится.
Согласие несовершеннолетнего на применение к нему данной меры пресечения не требуется.
Дознаватель, следователь выносит постановление об отдаче несовершеннолетнего под присмотр, копия которого вручается ему под расписку. Лицо, принимающее несовершеннолетнего под присмотр, дает подписку, в которой указываются: сущность обвинения (подозрения); характер надлежащего поведения несовершеннолетнего, которое должно быть обеспечено; ответственность за нарушения со стороны несовершеннолетнего.
Мера пресечения считается нарушенной, если обвиняемый (подозреваемый) покинул место жительства, не является по вызовам или каким-либо способом препятствует производству по уголовному делу. На каждого из лиц, которые приняли на себя обязательство по присмотру за несовершеннолетним, судом может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. Для этого дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляет в районный суд для решения вопроса о взыскании.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" обращается внимание на то, что, избирая меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, суду необходимо руководствоваться требованиями ст. 423 УПК об обязательном обсуждении возможности применения альтернативной меры пресечения в виде передачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении — под присмотр должностных лиц этого учреждения.