Мысль как средство обучения
Использование мысли, идеи как средства деятельности в решении возникающих проблем – обычное явление в жизни образованного человека. Например, человек, которому необходимо вытащить застрявшую в болоте машину, сначала задумывается над вопросами о том, как это можно сделать. Сходным образом преподаватель, готовясь к уроку, продумывает формулировки основных положений темы, подбирает примеры, ищет слова и выражения, которые могут вызвать познавательный интерес учащихся, выбирает средства и методы логического обоснования и рассуждения. И учащиеся, получив задание, вначале определяют средства и методы его выполнения, актуализируют (вспоминают) усвоенные ранее знания. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и "первоначальным арсеналом" (Л. С. Выготский) методов и средств обучения. Из нее учащийся "черпает" способы рассуждения, доказательства, расчеты, восприятия.
В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из средств усвоения оказывают существенное воздействие преимущественно на интеллектуальное развитие. Эти интеллектуальные (умственные) средства обучения (доказательства, рассуждения) играют ведущую роль в умственном развитии. Они могут быть даны учащимся в готовом виде в процессе объяснения нового материала (правила поведения, решения задач, написания букв, анализа явлений), но могут быть смоделированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с преподавателем. Развивающий эффект зависит от способа усвоения нового средства обучения.
Идеальные методы и средства – это "мысли о мыслях". Для получения дидактического эффекта их необходимо изложить, представить в соответствующей форме. Одна из таких форм – речевое изложение, т.е. вербализация, средств рассуждения и анализа. Другая форма – материализация: представление в виде абстрактных символов, графиков, таблиц, схем, кодов, чертежей, диаграмм. Сюда же можно отнести и опорные конспекты, изобретенные талантливым русским педагогом, учителем-новатором В. Ф. Шаталовым. Творчески работающие учителя также разрабатывают свои средства материализации (наглядные пособия), которые оказывают положительное влияние на мотивацию, умственное развитие и успеваемость учащихся.
Материальные и идеальные средства обучения взаимодополняют друг друга. Материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, запоминанием и усвоением новых знаний; идеальные – с пониманием, логикой рассуждения, культурой речи, запоминанием, развитием теоретического мышления. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: нередко они вместе влияют на становление определенных качеств личности учащегося.
Идеальные средства используются первоначально в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся используют материализованные средства в совместной деятельности, общении, объяснении и взаимопомощи в решении задач. Этот процесс получил название интериоризации, т.е. преобразования внешнего во внутреннее в процессе решения новых задач. В нем материализованные средства становятся также вербализованными. В процессе решения задач речь постепенно превращается в мысль. Внешние, материализованные средства в результате интериоризации становятся средствами мышления учащихся.