Мышление и речь в филогенезе
С точки зрения процесса исторического развития мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. Очевидно, нашими предками были приматы с достаточно развитым мозгом, ведущие стадный образ жизни и, следовательно, очень общительные, с ярко выраженной преобразующей направленностью в отношении к действительности. В соответствии с дарвиновской теорией эволюции, выжили и составили человечество те, кому удалось наладить сложные формы взаимодействия и выработать сложные коммуникативные системы их организации. Таким образом, человеческая речь создавалась людьми для организации совместного взаимодействия с миром, и это отразилось на ее устройстве, но одновременно коренным образом изменились и отражательные, регулятивные, коммуникативные механизмы человеческой психики, они стали вербально опосредованными. Люди, включенные во всевозможные виды совместной деятельности, общаясь, создали свой общий мир, так что каждый из нас, выстраивая собственный мир, опирается не только на свой опыт взаимодействия с действительностью, но и на опыт, накопленный человечеством и зафиксированный во всевозможных знаковых формах. Важно, что этот опыт максимально освобожден от субъективности; что в нем сохраняется все общее и существенное для людей данной культуры. Этот общий опыт существует в культуре, и люди, решая всевозможные жизненные задачи, формируя новые знания и новые способы действия, используют его. Следовательно, взаимодействие с миром человека, выросшего в обществе, не носит непосредственного характера, а опосредовано общечеловеческими знаниями. Естественно, опосредована и отражательно-регулятивная сторона этого взаимодействия, т.е. человеческая психика.
В филогенезе развитие речи происходило в несколько этапов. На ранних его ступенях, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить их потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований, т.е. слово получало свое значение только из ситуации деятельности. На данном этапе развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической (т.е. связанной с практической деятельностью). С усложнением языка мышление освобождается от своей непосредственной слитности с действием и приобретает характер внутренней, "идеальной" деятельности. Скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления, получала название внутренней речи. Такая речь образуется из внешней речи путем изменения ее функции и как следствие этого – ее структуры. Внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Таким образом, человеческая речь есть продукт общественно-исторического развития.
Мышление и речь в онтогенезе
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов: фонетического – усвоение звукового облика слова (до двух лет); грамматического – усвоение структурных закономерностей организации высказывания (до трех лет); семантического – усвоение понятийной отнесенности (до 17 лет).
В онтогенезе речь формируется в процессе ее интериоризации (присвоения). Развитие речи у ребенка проходит в несколько этапов.
1. Период, предшествующий словесной речи (до конца первого года жизни).
2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. К двухлетнему возрасту словарь малышей нередко насчитывает до 100 слов. В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей – они начинают использовать соединение слов, появляются предложения, состоящие из двух слов, грамматически еще не оформленные.
Мы познаем окружающий мир, взаимодействуя с ним, преобразуя его. В ходе этого взаимодействия мы выявляем его свойства, объединяем их в предметы по принципу относительной неизменности. Как показано в исследованиях Ж. Пиаже, постоянство предметов формируется у ребенка не сразу. На каком-то этапе развития кукла, которую убрали за ширму и вновь достали оттуда, – уже другая кукла. Важно понять, что каждый из нас создает свой собственный мир, наполненный этими "сгустками" взаимодействия, которые мы объединяем в предметы, и то, какой мы создаем мир, из каких он будет состоять предметов, в каких они будут находиться отношениях, зависит от нас, наших свойств, характера наших действий.
3. Развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период длится от трех до шести лет. Ребенок изначально эгоцентричен (от лат. ego – я), т.е. не способен, воспринимая что-либо, осознать, что он воспринимает это со своей точки зрения; учесть, что у других людей могут быть другие точки зрения; что кто-то может не видеть того, что видит он, не знать того, что он знает, и наоборот, видеть и знать то, что он не видит и не знает. Эгоцентрична и речь ребенка: он говорит непонятно для окружающих (так называемая эгоцентрическая речь). В частности, у детей трех лет наблюдается до 75% речи, описывающей их собственные действия. Процент эгоцентрической речи падает до нуля в возрасте семи лет. Первоначально полагали, что она исчезает безвозвратно, но Л. С. Выготский доказал, что эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю.
Эгоцентрическая речь, промежуточная между внешней и внутренней видами речи, является внешней по форме и внутренней по содержанию. Как же преодолевается детский эгоцентризм, как формируется рефлексивное сознание? Решающую роль здесь играет общение не с рефлексивными взрослыми, а с такими же эгоцентричными детьми. Ребенок, постоянно попадая в проблемные ситуации непонимания, постепенно осознает, что существуют еще и другие люди с другими точками зрения. Но самое важное открытие он делает, когда понимает, что раз существуют другие люди, каждый из которых видит мир по- своему, то существует и особый человек – он сам, у которого есть руки, ноги, глаза, а главное – своя собственная точка зрения! Таким образом, ключевую роль в преодолении эгоцентризма, формировании рефлексивного сознания ребенка играет необходимость вступить во взаимодействие с другими людьми. Сама задача организации совместной деятельности требует построения общей ситуации, наполненной общими предметами, которые, так же как их действия, свойства и взаимоотношения, обозначены какими-то знаковыми формами, например словами, одинаково понимаемыми общающимися.
Внутренняя речь является центральным механизмом нашей умственной деятельности. Она функционирует как при внешней речи – говорении, аудировании, чтении, письме, так и без нее, когда мы думаем про себя. Общепризнанными свойствами внутренней речи являются ее беззвучность, свернутость, сокращенность, предикативность, связь с соответствующими представлениями и с внешней речью. Принято выделять две фазы внутренней речи:
1) расчлененная фаза – внутреннее проговаривание, которое представляет собой иннервацию органов артикуляции в процессе речемыслительной деятельности (иногда эту фазу называют внутренним проговариванием). Если при слушании или чтении происходит развернутое проговаривание того, что воспринимается, то скорость аудирования или чтения резко замедляется. Темп осознавания обратно пропорционален внутреннему проговариванию: чем меньше выражено проговаривание, тем выше скорость осознавания, и наоборот. Если заставить человека синхронно повторять вслух воспринимаемую речь, то смысл речи улавливается с трудом, а при быстром темпе не улавливается вовсе;
2) нерасчлененная фаза – собственно внутренняя речь, которая представляет собой центральное звено процессов интернализации и экстернализации речи. Она функционирует при всех видах речевых процессов – аудировании, говорении, чтении и письме. Интернализация речи обеспечивается слушанием и чтением: при этом происходит перевод воспринимаемой внешней речи на собственную внутреннюю речь (собственный язык смыслов). Экстернализация речи имеет место при говорении и письме, когда внутренняя речь переводится во внешнюю.
4. Овладение ребенком письменной речью и систематическое обучение языку в школе. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений, т.е. прагматический аспект его языка. Чрезвычайно важно, чтобы дети научились читать, понимать, а позднее и давать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения к широкому кругу знаний, представленных в книгах, т.е. по сути – ко всей человеческой культуре.
Понимание речи
Мышление и речь не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Понимание речи представляет собой сложную междисциплинарную проблему. Считается, что понимание речи имеет уровневый характер: оно состоит из понимания слов, словосочетаний, отдельных фраз и связного высказывания.
Большинство слов языка многозначны. То, какое значение имеет слово в каждом конкретном случае, зависит от множества факторов, часто даже не лингвистического порядка (контекст). Кроме того, существуют различия между значением и смыслом слова: значение слова – это языковой опыт всего парода, говорящего на этом языке; смысл – это индивидуальное значение, которое человек приписывает данному слову в определенной ситуации общения.
Понимание связного высказывания сводится к пониманию его общего смысла. Это происходит благодаря тому, что, восприняв одну фразу, мы переходим к следующей, которая уже заключает в себе значение первой фразы; переходя к третьей, включаем в нее значение двух предыдущих и т.д. Это включение смыслов предыдущих фрагментов сообщений в последующие Л. С. Выготский назвал "вливанием смыслов".
Особое место при восприятии речи занимает понимание подтекста, которое заключается в переходе от поверхностных лексико-грамматических структур к скрытому смыслу. Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта.
В настоящее время широкое распространение имеют понятия языковой компетентности и языковой деятельности. Языковая компетентность – это абстрактное знание языка, языковая деятельность предполагает реальное применение этого знания в активной или пассивной (слушание) речи. Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.