Мышление лидера преобразований
Мышление руководителя рассматривается обычно в качестве одного из видов – как практическое мышление. Этот вид наиболее характерен для управленческой деятельности и изучается в специальном направлении, которое обозначают как "психология практического мышления".
Мнение специалиста
Стимулом к развитию "психологии практического мышления" стали работы известных отечественных психологов С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова (в частности, работа Б. М. Теплова "Ум полководца"). По их мнению, практическое мышление в целом, а руководителя в особенности, связано с деятельностью иначе, чем теоретическое, так как весь процесс мышления осуществляется для решения определенных практических задач и реализуется параллельно с выполнением других функций руководителя. Вот почему задачи для практического мышления ставит сама практическая деятельность, а не теория. Особенность практического мышления – умение правильно ставить и формулировать задачи и проблемы.
Теоретический ум ищет в проблеме ее истинное, единственное решение, а в практическом мышлении дело обстоит иначе: лидер, как правило, стремится к максимально удовлетворительному, приемлемому, оптимальному решению ("satisfacing", по Г. Саймону).
Выступая по отношению к подчиненным в специфической роли "оценщика" правильности их решений, руководитель должен иметь готовые критерии решения проблем, подлежащих оценке. Специфична для практического мышления лидера и форма ответственности за решение задач и проблем – не только за результат, но и за сам процесс этого решения.
Позиция субъекта для теоретического мышления является познавательной, а для практического мышления – исходно преобразующей. Отличен от теоретического и сам характер работы практического мышления с информацией о проблеме. В первом случае выделяются общие, главные черты, во втором – детали, частности, которые нередко подсказывают путь решения всей проблемы. Упущение детали на практике может иметь необратимые последствия. В психологии практического мышления в связи с этим введено понятие "принцип потенциальной существенности" каждого элемента проблемы. Он предполагает наличие "изощренной наблюдательности" – специфической особенности, позволяющей замечать детали, которые могут стать потенциально существенными. Этот принцип особенно актуален в контексте преобразований.
Вперед специфическая особенность практического мышления лидера связана с ОГЛАВЛЕНИЕм и условиями управленческой деятельности. По содержанию управление требует мысленного оперирования с информацией о людях, "социальных объектах", характеризующихся большой степенью сложности и скрытостью от непосредственного восприятия, а поэтому и трудностью "расшифровки", неоднозначностью интерпретации.
Неопределенность поисковых, инновационных мыслительных задач менеджера может возникать из-за дефицита или избыточности информации, высокой степени ее сложности. Любая управленческая задача как предмет мышления руководителя имеет свойство комплексности информации, так как организация – это социотехническая система (люди и производство).
Важнейшим профессиональным требованием к руководителю является сочетание высокого уровня системного мышления с достаточным развитием его аналитических сторон.
Управленческие ситуации характеризуются свойством изменчивости – динамичности. Вариативность ситуаций требует активной продуктивной мыслительной работы, а скорость их изменения придает управленческой деятельности другую специфическую особенность – режим "цейтнота" (хронического дефицита времени). Это требует от преобразующего мышления высокой скорости, оперативности включения в ситуацию, быстрой переключаемости от действий к осмыслению. Управленческое решение оценивается двумя главными критериями: адекватностью (качеством) и своевременностью. Скорость мышления зависит от особенностей организации памяти и профессионального опыта. Динамичность мышления зависит также от скорости актуализации информации из памяти и готовности системы знаний к использованию. При этом решения лидера должны быть конкретными – тогда они более понятны другим.
Вопросы практики
Умение составлять простые планы – следствие интеллектуальной мощи. Эта мыслительная особенность менеджера, являющаяся одновременно важным профессиональным требованием к нему, базируется на психологическом механизме "конкретизирующего синтеза". Это не просто переход от общего к частному, а выведение частного, конкретного из множества исходных посылок – общих и конкретных, но подвергнутых предварительному обобщению (синтезу). Способность к выработке простых и конкретных планов основана на психологически разных механизмах: способности генерации большого количества максимально разнообразных и оригинальных планов, быстроте и легкости составления планов, наличии нескольких планов одновременно и внесении в них изменений пол влиянием изменений обстановки, а также жесткости, воле в проведении своего плана.
Важнейшее условие эффективности руководства – пропорциональное сочетание ума и воли, что отражено в знаменитой "формуле квадрата". Его основание – воля, высота – ум, площадь – успех деятельности. Воля в деятельности лидера формирует его специфические свойства: инициативность, решительность, умение брать ответственность на себя, "осторожную смелость". Все это обозначается особым обобщающим свойством – "стремящимся разумом".
Важная черта практического мышления лидера – стрессоустойчивость. Обычно отрицательные эмоции подавляют мыслительные процессы, но существуют большие индивидуальные различия. Обнаружено свойство личности, заключающееся в том, что неблагоприятные условия могут стимулировать мыслительную деятельность, подталкивать ум к преобразованию ситуации.
Фактор высокой напряженности управленческой деятельности – ее полипроблемный характер, это наиболее специфическая черта. Происходит интерференция мыслительных задач – их отрицательное влияние друг на друга. При этом сам процесс практического мышления руководителя приобретает многофокусность – развертывание одновременно по нескольким направлениям. Это очень быстрое и частое переключение с одних задач на другие.
Существует еще одно специфическое качество практического мышления – свойство прогностичности, способность учитывать и актуальную информацию, и информацию предвидения. Это продукт опережающего отражения будущего состояния управляемой системы. Главная трудность решения прогностических задач в управлении состоит в том, что они требуют учета поведения других людей, часто противоречивого. Поэтому прогностичность мышления лидера неотделима от такого важного мыслительного качества, как рефлексивность (способность встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение). Многие исследователи механизма рефлексии обращают внимание на более высокую эффективность опережающего подхода (prospective approach) к анализу собственной управленческой деятельности по сравнению с ретроспективным (retrospective approach).
Точка зрения
Рефлексивное управление, о котором пишет философ В. А. Лефевр [1], и рефлексивные процессы различного порядка, о которых упоминает психолог И. М. Фейгенберг при описании видов вероятностного прогноза [2], возможны в случае предвосхищения позиции оппонента и рассмотрения с этой позиции собственного поведения. Особенно важна роль рефлексивных механизмов в конфликтных ситуациях и в ситуациях конкуренции. Исследование роли опережающей рефлексии позволяет углубить представления ученых о ресурсах повышения эффективности преобразующей управленческой деятельности.