Мышление как процесс решения задач
Как уже указывалось выше, психологов особенно интересует функциональный аспект мышления (т.е. для чего человек мыслит). Мышление необходимо, чтобы решать жизненные задачи, поэтому большинство исследователей изучает те формы мышления, которые проявляются в процессах решения задач, анализируя влияние различных условий (их называют также факторами), помогающих или препятствующих успешности решения. Эти условия принято делить на объектные, связанные с внешними причинами (и в первую очередь с ОГЛАВЛЕНИЕм и формулировкой задачи), и субъектные, которые определяются психологическими особенностями человека, осуществляющего процесс мышления.
Процесс целеобразования в мышлении
Согласно А. Н. Леонтьеву задача – это цель, данная в определенных условиях. Это широкое определение, подходящее к любым задачам (двигательным, перцептивным, мнемическим, учебным и др.), требует существенных уточнений, когда речь идет о задачах мыслительных. Во-первых, уточним понятие цели в отношении мыслительных задач. По А. Н. Леонтьеву, щель – это предвосхищаемый субъектом результат будущего действия"; ее роль состоит в регуляции хода выполнения действия и при необходимости его корректировки. Когда речь идет о целевой регуляции мышления, мы сталкиваемся с парадоксом, замеченным еще в Древней Греции. Он звучит так: "Если я знаю, что ищу, то зачем мне еще искать, а если не знаю, то как я могу искать". Разрешением этого парадокса является процесс постоянного изменения цели по ходу развертывания процессов мышления. Таким образом, в ходе мышления мы одновременно и реализуем цель, и порождаем новую, которая становится регулятором следующего шага процесса поиска решения. Процесс развертывания целеобразования по ходу мыслительной деятельности объективно зафиксирован с помощью регистрации траекторий движения глаз (О. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, В. А. Терехов). При решении шахматных партий удалось установить, что при подготовке очередного хода шахматист анализирует не только те зоны шахматной доски, на которых разворачивается действие, но активно просматривает в разных комбинациях те поля и фигуры, которые войдут в ОГЛАВЛЕНИЕ следующих целей. Причем для того, чтобы результаты этой ориентировки превратились в сознаваемую цель, эмоции должны дать соответствующий сигнал (он фиксируется по падению КГР) к началу процессов вербализации. Прежде чем цель будет осознана самим шахматистом, экспериментатор по расшифровке движений глаз и моменту падения КГР может предсказать, какая это будет цель. Такие же данные получены при записи осязательной активности слепых шахматистов. Таким образом, субъект, включенный в мыслительную деятельность, в каждый момент времени предвосхищает нс конечный результат решения, а лишь некоторые свойства (характеристики) этого результата.
Во-вторых, из приведенного определения задачи мы видим, что цель должна быть "дана". Возникает вопрос: кем дана цель? Как у человека формируется понимание требований задачи? По данному параметру цели можно разделить (а) на сформулированные извне и (б) сформулированные самостоятельно. Почему же внешнее цель-требование становится личностно значимой целью? Основное условие, которое обеспечивает развертывание процесса решения задачи, – акт принятия задами, т.е. связывание задачи с уже существующей, актуализированной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой. В исследовании Э. Д. Телегиной и Т. Г. Богдановой испытуемым предлагалась задача – головоломка со спичками (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Задача: переставьте три спички таким образом, чтобы получилось четыре квадрата:
а) исходные условия, б) одно из возможных решений задачи
У участников эксперимента, которым давался ряд задач со спичками, аналогичных приведенной выше, варьировалось ОГЛАВЛЕНИЕ мотива мыслительной деятельности. Первой группе испытуемых задавалась деловая мотивация (помощь психологу в апробации новой методики), второй группе – соревновательная, а третьей группе – мотивация самоутверждения (мы проверяем ваш интеллект). Было обнаружено, что показатели процесса решения, такие как количество правильных решений, количество предложенных вариантов решений одной и той задачи, количество оригинальных решений, время, в течение которого испытуемые сохраняли интерес к заданию, зависят от интенсивности и содержания актуальной мотивации. Средние значения показателей времени решения и количества вариантов решения каждой задачи были минимальными при соревновательной мотивации. Мотивация самоутверждения ведет к возрастанию числа оригинальных решений и тенденции искать но нескольку вариантов решений поставленной задачи.
Самостоятельно сформулированные цели можно разделить на ситуативно вынужденные, когда старый опыт не позволяет справиться с возникшей проблемой (например, попытки открыть нс поддающуюся дверь) и инициированные познавательный интересом (детские "почему?"). В случае вынужденных целей в выполняемую деятельность включаются мыслительные действия в связи с объективной новизной ситуации (или ее неожиданным изменением). В данном случае поиск решения носит сугубо прагматический характер: как только ответ найден, мыслительная активность прекращается. С иной ситуацией мы сталкиваемся при доминировании познавательной мотивации. Здесь процессы мышления представлены уже не действием, а отдельной деятельностью, которая с достижением цели не заканчивается, а, напротив, продолжает разворачиваться и углубляться, поскольку "познавательная мотивация ненасыщаема" (термин А. М. Матюшкина). Самый яркий пример такого варианта динамики мышления – научное творчество ученого.