Мышление исследователя
Полезно задуматься
Что такое мышление, и какую роль оно играет в деятельности исследователя ? Как формируется мышление? Какие существуют типы мышления? Можно ли оценить тин и характер мышления? Зачем необходима такая оценка? В чем проявляется и чем определяется развитие мышления?
Мышление в исследовательской и управленческой деятельности
Мышление – это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации.
Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности – накопления опыта, получения образования, осуществления профессиональной деятельности. Оно зависит в определенной мере от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких пределах под воздействием образовательных процессов, волевых усилий, специального тренинга, критических ситуаций, состояния здоровья.
Мышление – это не просто запас знаний, это более сложная характеристика человека, определяющая успех любой его деятельности. Деятельность менеджера заключается в работе с людьми, принятии управленческих решений, которые выполняют сотрудники. Качество решений зависит от характера и типа мышления менеджера. Менеджер должен работать не только с людьми, но и над развитием некоторых собственных качеств. Это особенно важно относительно развития его мышления.
По характеристикам мышления формируется команда. Людям легче работать, если существует определенное сопряжение характеристик их мышления. Сотрудники лучше понимают менеджера, если понятен тип его мышления, если он дополняется типологическими характеристиками мышления других работников.
Но для развития индивидуального мышления и учета характеристик мышления при формировании команды необходимо знать, какие существуют типы мышления.
Типология мышления
Считается, что существует столько типов мышления, сколько людей, что мышление абсолютно индивидуализировано. Именно в мышлении человека проявляются главные особенности его личности и индивидуальности. Однако любое разнообразие можно классифицировать определенным образом, и такая классификация позволяет не только сто упорядочить, но и наиболее успешно использовать знания о типах мышления в практической деятельности. Типология мышления не отрицает существования бесконечного разнообразия типов мышления и разнообразия личностей. Она позволяет выделить из этой бесконечности типы, которые встречаются наиболее часто, играют наиболее важную роль в деятельности человека, определяют успех его деятельности. На этом построено любое знание.
Типы мышления можно выделить по различным критериям. И именно различие критериев типологического анализа позволяет определить богатство характеристик мышления (рис. 5.11).
Рис. 5.11. Типология мышления
По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы:
– мышление догматическое, когда человек привержен какой-либо идее, не принимая во внимание степень ее актуальности, превращая идею в главный системообразующий фактор концепции, явно не желая критически переосмыслять ценности исходной идеи;
– мышление стереотипное, иначе говоря, переносное, которое характерно для людей, склонных мыслить принятыми шаблонами, боящихся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;
– наконец, мышление гибкое, т.е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности. Такой вид мышления часто рассматривается как положительное явление. Но в действительности это качество может быть как положительным, так и отрицательным. Ведь причиной проявления такого типа мышления может быть конъюнктурность, стремление к власти любой ценой, беспринципность, неглубокие и неустойчивые знания.
Одним из критериев типологии мышления может быть и критерий степени индивидуальности. По этому параметру можно выделить мышление индивидуализированное, т.е. такое, в котором наиболее ярко проявляются черты личности, ее индивидуальность, неординарность. Часто это качество играет положительную роль в науке. В деятельности менеджера индивидуализированное мышление также может быть полезным, если оно сочетается с развитым чувством ответственности и обеспечивает творческий подход к решению проблем. К сожалению, иногда обладатель такого типа мышления использует его для властного самоутверждения, манипулирования сознанием.
Возникает тенденциозный тип мышления. Это мышление, ограниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов. Эти тенденции могут развиться на основе опыта или господствующей идеологии, а могут быть и результатом деформированной системы знаний. Часто это бывает в случае узкой специализации менеджера. За границами того, что он знает, он не может ничего видеть и учитывать, он "подобен флюсу: полнота его односторонняя" (Козьма Прутков).
По этому же критерию можно выделить и тип коллективизированного мышления. Это мышление, реагирующее на коллективное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующего в коллективе. Коллегиальное мышление ограничивается интеллектуальной деятельностью группы (коллегии).
В основе каждого из типов мышления лежит определенная методология, которая либо сознательно выбирается, либо бессознательно формируется как выражение накопленного опыта. Во втором случае она несет как позитивные, так и негативные компоненты опыта. И те и другие всегда присущи опыту, поэтому необходимо его корректировать и дополнять знаниями.
По методологическим факторам, таким как подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования, можно выделить мышление аспектное, системное и концептуальное.
Конечно, эти типы проявляются как некие прерогативы, приоритеты, которым в процессах мышления уделяется главное внимание, которые играют роль неких исходных позиций во всех размышлениях.
Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные се стороны. Этот тип мышления наиболее ярко проявляется в том случае, когда проблема достаточно сложна и в целом ее решить трудно, или когда нет необходимости все аспекты проблемы решать в комплексе. Действует закон экономии усилий. Но этот тип мышления имеет и определенные недостатки, главным из которых является одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов. Он опасен искаженным, деформированным представлением о проблеме, при котором выделяется одна сторона и остаются без внимания, анализа другие. Вот почему сегодня наиболее эффективным типом мышления считается мышление системное.
Следует заметить, что мышление – это не просто выбранная методология анализа, изучения какого-либо объекта, это характеристика человека, которая отражает, с одной стороны, его способности, индивидуальные особенности, с другой – приобретенные в процессе образования и накопления опыта навыки, профессиональные привычки. В этом отношении следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление, как характеристику исследователя, сложившуюся в процессе его деятельности и проявляющуюся как бы автоматически каждый раз, когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование системного подхода, конечно, способствует формированию системного мышления.
Системное мышление считается весьма ценным качеством исследователя потому, что оно помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное – системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов.
Определенной разновидностью системного мышления, его своего рода "усилителем" и "стабилизатором" является мышление концептуальное. Оно обладает всеми преимуществами системного, но отличается от него повышенным вниманием к формированию концепции. Этот тип мышления предполагает всесторонний учет особенностей изучаемого явления на основе комплекса принципов, характеризующих факторов, которые гарантируют сохранение сущностных признаков, предохраняют от "потери сущности" в процессах анализа, оценок, изучения явления. А это очень часто случается в практике проведения исследований. Исследователь увлекается какой-либо деталью, и она уводит его в сторону, становится ведущей идеей, он теряет ориентиры сущности.
Концепция – это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобразный компас в процессе движения мысли.
Для исследований в области управления такими положениями могут быть следующие: управление – это деятельность человека, в которой решающую роль играют цели и интересы; управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя его сводить к какому-либо одному варианту, каким бы совершенным он ни показался; управление имеет два взаимосвязанных аспекта существования, функционирования и развития – социально-экономический и организационно-технический; управление построено на стремлении к гармонии (согласование, организация, координация и пр.), но это гармония равновесия, гармония противоречий, сочетания, а не гармония абсолютной устойчивости, однородности, одинаковости, единственности.
Концепция отражает своеобразную способность человека соединить в исследовании имеющиеся знания с прогностическими, существующее понимание того или иного явления с представлениями и предположениями о сущности первого, второго (и т.д.) порядка.
В мышлении каждого человека, а тем более исследователя ярко проявляется как структура его знаний, так и предрасположенность к тем или иным видам знаний, готовность ими пользоваться в качестве инструмента. Поэтому типы мышления можно разделить и по приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность. Здесь можно выделить мышление гуманитарное, математическое и технократическое.
Обладатель гуманитарного мышления, как правило, отдает предпочтение всем аспектам исследования, связанным с человеком, и инструментарием своим выбирает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование ситуациями, объяснение образами, характером поведения.
В отличие от гуманитарного математическое мышление построено на логике символов, предельной абстракции, четкости в осмыслении зависимостей, моделировании общности. В этом сила и одновременно слабость математического мышления. "Очищение" явлений от частностей помогает определить их сущность, но при этом может вести к потере очень важных деталей, специфических черт и особенностей.
Технократическое мышление построено на сведении всех связей в явлении или проблеме к таким, которые существуют в технических устройствах – простым причинно-следственным связям. Для изучения социально-экономических проблем это может быть не только малоэффективным, но в отдельных случаях и опасным, потому что ведет к упрощению реальных процессов, исключению из исследования связей опосредованных, косвенных, ситуационных, периодических, функциональных, вариабельных и пр.
При этом хотелось бы еще раз напомнить, что нет плохих или хороших типов мышления. Есть типы, которые в тех или иных условиях могут быть более или менее эффективны, формирование или использование которых в процессе групповой деятельности можно регулировать.
По степени абстрактности и обобщенности можно выделить мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое.
Теоретическое мышление характеризует стремление к абстрактному обобщению, поиску закономерностей, формированию теории, определению общих признаков объективности тех или иных выводов и результатов исследования, универсальности положений и формулировок. Теоретическое мышление опасно "отлетом" от действительности, абстрагированием, которое ведет к потере сущности, особенностей явления, теоретическому схематизму или неоправданному глобализму.
Эмпирическое мышление отдает приоритет опыту, ограничивает обобщение опытом, опирается в оценках только на результаты опыта. Здесь наличие опыта рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации.
Фактологический тип мышления проявляется в оценке и систематизации фактов, построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Иногда это сопровождается искусственным преувеличением того или иного факта, недостаточно глубоким пониманием роли факта в установлении сущности явления. В этом случае возникает опасность замены научного объяснения фактологией, которая, как правило, ограничивается существующими фактами, но не всегда стимулирует поиск, распознавание и глубокое осмысление фактов.
Мышление каждого исследователя можно оценить с позиций механизма, т.е. совокупности средств, которые действуют в процессах мышления, благодаря которым рождаются идеи, выстраиваются выводы, мнения, гипотезы, находятся аргументы, реализуются полученные знания.
По механизму мышления можно выделить типы ассоциативного, логического и интуитивного мышления.
Ассоциативное мышление функционирует посредством разнообразных ассоциаций, т.е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности и различия. Степень различия ассоциативного мышления у различных людей проявляется в близости или отдаленности ассоциируемых явлений. Очень часто ассоциативное мышление помогает аккумулировать новые знания в пограничных сферах науки, распознавать проблемы, не имеющие "чистой" принадлежности к той или иной области знаний.
Однако ассоциативное мышление кроме преимуществ имеет и недостатки. Они заключаются в опасности механистического переноса знаний из одной области в другую, подмены понятий, расширительных трактовок тех или иных положений, замене научной строгости "художественной расплывчатостью".
Определенной противоположностью ассоциативного мышления является тип логического мышления, основанного на последовательном, подчиненным законам логики осмыслении фактов действительности и категорий науки. Оно если и использует ассоциации, то чаще всего близкие по смыслу.
Наконец, интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание. Интуитивные оценки и выводы трудно объяснять, они являются результатом импульсов, идущих из подсознания человека. Но интуиция – это не только природное качество, но и результат интеллектуального развития человека, трансформация знаний и опыта в особый вид системности мышления, пускающего корни в глубины подсознания и питающегося им в определенные моменты функционирования мозга. Интуиция проявляется в возникновении идей и мыслей, которые в последующем хорошо вплетаются в существующую систему знаний, но первоначально кажутся необычными, неожиданными, иногда сомнительными.
Выделение типов мышления по критерию его механизма дополняется и в определенной мере конкретизируется классификацией по способам мышления. По этому критерию можно выделить и рассмотреть способы эвристического, абстрактно-знакового и образного мышления.
Эвристическое мышление построено на восприятии и объяснении действительности посредством слов, понятий, терминов, обычного языка общения людей и изложения их мыслей.
Абстрактное (его можно назвать абстрактно-знаковым) мышление сродни математическому. Оно пользуется некими обозначениями явлений и событий и оперирует этими знаками при построении моделей существования и поведения явлений. Эти знаки не обязательно имеют математическую форму и подчиняются математическим способам моделирования. Построение различных структур дает хороший пример абстрактно-знакового мышления.
Своеобразным продолжением этого способа мышления или его комбинацией с эвристическим является образное мышление, которое построено на восприятии и представлении действительности в виде совокупности образов.
Разновидностью образного мышления является голографическое представление идеи, мысли, проблемы, ситуации. Это весьма эффективный тип мышления, позволяющий выявить разные ракурсы проявления проблемы и, следовательно, глубже ее понять.
По характеру оценок и направленности мышления выделяются такие его типы, как мышление критическое (негативизм), позитивное, конструктивное.
Критическое мышление характеризуется поиском негативных сторон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценками явлений с позиций негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием к отрицательным сторонам деятельности. Этот тип мышления часто присущ научным работникам, потому что он способствует установлению противоречий, распознаванию проблем. Вообще наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсолютному знанию, бесспорному положению. Но вместе с тем скептицизм является и "самым дешевым видом ума". Не трудно отрицать, утверждать труднее, иногда легко увидеть проблемы, сложнее найти средства и пути их решения.
Позитивное мышление является своего рода противоположностью негативизму. Оно направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, являются скрытыми пружинами развития.
Иногда в совместной работе исследователей эти два типа мышления уравновешивают друг друга. Но существует и еще один тип – конструктивное мышление. Оно направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций. Оно не останавливается ни на критических моментах, ни на утверждении позитивных аспектов. Это мышление преобразования, трансформации, инноваций. Для этого тина мышления проблемы являются средством утверждения нового или будущего. Это наиболее сильный и ценный тип мышления.
Полезно рассмотреть типы мышления, которые выделяются по такому критерию, как воспроизводимость действительности и способ ее воспроизведения, – репродуктивное, аналоговое и творческое мышление.
Реподуктивное мышление построено на прямом воспроизведении действительности, и главной его особенностью является реальность и точность такого воспроизведения. Аналоговое мышление – это воспроизведение по аналогии, это постоянный поиск тождества и различий явлений или проблем для более глубокого их понимания и осмысления. Это мышление категориями критерия, типологии, сравнения, определения понятий и пр.
Творческое мышление является как бы более высоким уровнем аналогового мышления. Оно включает в себя и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно направлено на отрицание чего-то.
В основе всех мыслительных процессов лежат интересы, которые находят выражение в целях проведения исследования. По целевым установкам, которые так или иначе всегда действуют в сознании человека, можно выделить научное, практическое и прагматическое типы мышления.
Не всякое мышление ориентировано на поиски закономерностей, формулирование научных положений, развитие науки. Не всякое мышление вообще приемлет научную методологию анализа и оценки явлений. Часто в практике приходится наблюдать ярко выраженное практическое мышление. Оно имеет установку на практическое решение проблем, и отбор проблем здесь происходит только по критерию возможности их практического решения, практической значимости. Иных проблем такой исследователь просто не видит, а если и видит, то не воспринимает всерьез.
Модификацией практического мышления является мышление прагматическое. Его отличительной чертой является направленность на непосредственную пользу, сиюминутный эффект.
Прагматическое мышление оказывается необходимым во многих случаях, однако в серьезных исследованиях оно малоэффективно, потому что не способно достаточно глубоко и перспективно оценивать и решать проблемы.
В формировании и развитии мышления большое значение имеет не только комплекс знаний исследователя, но и опыт. По роли опыта в формировании и функционировании мышления можно назвать типы эмпирического, аксиоматического и диалектического мышления.
Эмпирическое – это мышление по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация опыта, проверка опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.
Аксиоматическое – это мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некие истины, не требующие доказательств. Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое мышление, построенное на однозначности формулируемых положений.
Диалектическое мышление опирается на такие критерии, как противоречия, различение качества и количества, общего и частного и т.д. Поиск противоречий и путей их разрешения является главным отличительным признаком диалектического мышления.
Разновидностью этой типологичессти – на стандартное, проблемно-аналитическое и смешанное. Первое отличается оперированием готовыми рецептами, общепризнанными положениями, устоявшимися понятиями, второе – определением проблем как главных единиц мышления, как его основы и предмета анализа, третье – сочетанием первого и второго.
Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности. Она позволяет сформировать исследовательские группы по критериям разнообразия типологических характеристик и их гармоничного взаимодействия в исследовательской деятельности. Она также позволяет менеджеру оценить свои особенности, чтобы лучшим образом использовать интеллектуальный потенциал. Наконец, при работе над собой типологические характеристики могут подсказать менеджеру, как развивать свои способности в области мышления, как строить программы образования и профессионализации, как обеспечить действительную эффективность практической реализации этих программ.