Мышление в деятельности оператора
Необходимость мышления в профессиональной деятельности обнаруживается в широком классе ситуаций, включающих освоение деятельности, оценку и выбор средств деятельности (технических и алгоритмических), оценку вероятности и условий достижения положительного результата, оценку сложности задач, временных, экономических и личностных затрат при всяком нововведении. Однако в деятельности оператора, осуществляющейся преимущественно в условиях постоянства цели, задач, технических средств и условий, мышление включается в нестандартных ситуациях при возникновении внешних и внутренних помех, смене режимов управления, необычном сочетании параметров объекта, при диагностике состояния и анализе причин сбоев в работе технических элементов системы, прогнозировании изменений ситуации и последствий действий.
Иногда особенности мышления оператора связывают с представлениями о практическом мышлении, характеристики которого ограничиваются описанием решения, – оно должно быть положительным и наилучшим в данных конкретных условиях, конкретным и жестко ограниченным во времени. Теми же характеристиками может быть описан результат действий, и вряд ли требования к результатам действий, распространенные на мышление, могут свидетельствовать о закономерностях и особенностях оперативного мышления. Другая характеристика практического мышления – направленность на практический результат – не имеет однозначных показателей, а обращение к "особым" качествам практического интеллекта требует конкретизации и также не придает понятию определенность. Исследования и представления о практическом мышлении носят описательный характер, их использование для выявления характеристик мышления оператора пока ограничено.
Идея оперативности как основной характеристики деятельности оператора получила реализацию в исследованиях оперативного мышления, необходимость включения которого в деятельность обусловлена возникновением нестандартных ситуаций. В обычных повторяющихся условиях в познавательных процессах решающее значение имеют операции поиска, актуализации соответствующих перцептивным эталонам оперативных единиц восприятия, памяти и алгоритмов исполнительных действий. В ситуациях, отличающихся от стандартных хотя бы по одному параметру, у оператора возникает необходимость оценки различных оперативных единиц, обеспечивающих идентификацию ситуации. Для ограничения вариантов "видения" или понимания ситуации оператор вынужден сопоставлять эти варианты, подключая интеллектуальные возможности. Мышление в этом случае обеспечивает либо отнесение ситуации к известному классу и реализацию соответствующей схемы действия (алгоритма), либо формирование нового представления о ситуации и нового способа действия, отвечающего целям управления и характеристикам ситуации.
Мышление оператора ограничивается операциями с имеющимися в его распоряжении оперативными образами восприятия и памяти, концептуальными представления о системе (преимущественно в форме понятий) в соответствии с ранее усвоенными алгоритмами действий. Оперативное мышление не может быть отнесено к какому-либо одному из видов мышления – наглядно-образному, наглядно-действенному или абстрактно-понятийному, является особой формой мышления, обеспечивающей решение оперативных задач. ОГЛАВЛЕНИЕ оперативного мышления сводится к процессу установления закономерных связей оперативных образов реальной ситуации, соответствующих им алгоритмов действий, прогнозирования и оценки результатов возможных исполнительных действий. Структурирование оперативных единиц и алгоритмов, идентификация ситуации и прогнозирование результата действий по интегрированной схеме – основные компоненты оперативного мышления. Исследования О. К. Тихомирова, В. И. Пушкина, Д. Н. Завалишиной и ряд других позволили описать ситуации, возникающие в деятельности оператора, и некоторые характеристики оперативного мышления, которые были использованы в практике разработки требований к средствам деятельности и конструированию алгоритмов действий в нестандартных ситуациях [2; 13].
Модель функциональной структуры перцептивного действия, интегрирующая различные теоретические представления и отличающаяся высоким объяснительным потенциалом, позволяет описать закономерности мышления как информационного процесса. Мышление включается в условиях возникновения различного рода противоречий, составляющих проблемную ситуацию. Результат мышления (решение) – образ, интегрирующий элементы наличной и целевой ситуаций по критерию тождественности: одинаковые элементы объединяются в "контекст ситуации", несовпадающие (по характеристикам) элементы образуют проблему, а организация их в ту или иную структуру отражает идею решения. Актуализация из долговременной памяти соответствующей идее схемы действий и операций придает решению конкретность и переводит деятельность на стадию исполнения. Процесс мышления в таком контексте может быть описан как информационная подготовка решения – совокупность действий и операций по приему и обработке информации о внешней среде, о состоянии системы управления и ходе управляемого процесса, а также вспомогательной и служебной информации, обеспечивающих разрешение проблемной ситуации. Информационная подготовка решения включает несколько стадий и разворачивается как циклический процесс (с возможностью возврата на предыдущую стадию).
На первой стадии осуществляется анализ характеристик наличной ситуации посредством действий и операций формирования перцептивного образа – поиска, обнаружения, идентификации, опознания, перекодирования и трансформации информации, предъявленной оператору на средствах отображения, в соответствии с эталонами, оперативными единицами восприятия и схемами исполнительных действий. Дальнейшая обработка информации осуществляется на языке оперативных образов – моделей ситуации.
Вторая стадия заключается в формировании модели – образа целевой ситуации (образно-концептуальной модели), которая на следующей стадии сопоставляется с образом наличной ситуации. Сопоставление требует трансформаций и манипуляций образами целевой и наличной ситуаций, что предполагает как возврат на первую стадию, так и актуализацию других эталонов и оперативных единиц для реорганизации образа ситуации. Промежуточными результатами преобразований образов могут быть новые образы и визуальные формы, отличающиеся смысловой нагрузкой в контексте решаемых задач. (Подобный тип активности оперирования образами исследователи, например Арнхейм, часто определяют как визуальное мышление.) При достижении субъективного соответствия образов наличной и целевой ситуаций информационная подготовка заканчивается, оператор может переходить к исполнению найденного решения.
Следует отметить, что описанные закономерности информационной подготовки решения в научной и учебной литературе характеризуются неоднозначностью интерпретации. Такое описание относится как к решению проблем, мышлению, так и к процессам принятия решения, что объясняется крайней ограниченностью концептуальных представлений о принятии решения при широком круге данных о закономерностях мышления и обработки информации. Не останавливаясь в этом параграфе на аргументации различий и соотношения мышления и принятия решений, отметим, что их ОГЛАВЛЕНИЕ зафиксировано различными понятиями в англоязычной литературе – problem solving, decision making. Описанные стадии информационной подготовки решения характеризуют именно мыслительный процесс, который не всегда включается в принятие решения. Принятие решения может формироваться и осуществляться на развернутых рациональных основаниях (критериях), приобретая вид рационального решения. Оно также может основываться на обобщенных (свернутых) рациональных (интуитивные решения) и эмоциональных (эмоциональные решения) критериях, что не предполагает их информационную подготовку, но крайней мере в виде представленных выше стадий. Еще раз следует подчеркнуть, что явным образом особенности мышления связываются с понятием "оперативности", представлениями о манипулировании оперативными образами восприятия, в частности при описании познавательной деятельности как информационного процесса.
Выводы
Особенности познавательных процессов – восприятия, памяти и мышления оператора – обусловлены спецификой его деятельности – информационным взаимодействием с объектом управления. Выявление своеобразия познавательных процессов оператора в наиболее полном виде достигается с использованием информационного подхода.
Модель функциональной структуры перцептивного действия интегрирует результаты микроструктурного анализа и психологические модели, раскрывающие ОГЛАВЛЕНИЕ оперативности, – перцептивный эталон, оперативные единицы восприятия, оперативная память и мышление. Особенности памяти, мыслительных процессов и принятия решения в деятельности оператора неявно рассматриваются как проявления закономерностей процессов формирования и манипулирования перцептивным образом.