Лекция 3. Музыка эпохи Барокко
К ней относят музыкальную культуру XVII - первой половины XVIII вв.2 Во всех видах искусства этого периода появляются выдающиеся творческие явления и фигуры, художественное значение которых сегодня чрезвычайно велико. Это архитектурные ансамбли барочного Рима, фрески и живопись соборов, становление западноевропейского театра. Знаковые творческие личности - Шекспир, Рубенс и Рембрандт, Эль Греко, Кальдерон; подъем отмечается и в науках - Декарт, Ньютон, Кеплер, Паскаль, Беме.
Барокко - очень насыщенный событиями и многоцветный, можно сказать, пестрый период музыкальной жизни и творчества, что не раз давало искусствоведам основания считать его переходом от Ренессанса к Просвещению. Самыми значительными событиями в музыке стали буйный расцвет светского музыкального искусства, зарождение жанра оперы, интенсивное развитие инструментальной музыки и др.
В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении - полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Кардинально изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. Поэтому говорить о "стиле барокко" в музыке некорректно - сходство в музыкальных регламентах, жанровой системе, технике многоголосия позволяет выделить историческую эпоху. Что касается стиля, то помимо формирования национальных моделей именно в эту эпоху становится реальностью композиторская индивидуальность. Яркими образцами индивидуального стиля являются значительные фигуры Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, Г.-Ф. Генделя, И.-С. Баха.
Изучение барокко как закономерного этапа позднеренессансной культуры начинается в середине XIX в., а "открытие" и эстетическая переоценка искусства происходит в 1880-х гг. этого столетия в трудах Г. Вельфлина и его современников. Происхождение термина "барокко" неоднозначно, но главный этимологический оттенок связан с обозначением "неправильного", "непривычного". В XVIII в. "барочным" называли все преувеличенное, неестественное, сделанное не по правилам.
Художественную и мировоззренческую систему барокко отличает поиск и воспевание противоречий, оппозиций, антиномий. Отсюда повышенная эмоциональность, динамизм образов, что приводит к сложности, избыточности языка, декоративным "излишествам", пышности и многозначности, разветвленной символике во всех искусствах.
Жанр оперы
Самым значительным художественным завоеванием эпохи барокко является рождение нового жанра, воплотившего новый дух времени, - оперы. Изысканная звуковая ткань ренессансной вокальной полифонии стала в известной степени самодовлеющим красочным фактором в ущерб пониманию и осознанию смысла словесного текста. И борьба становится бескомпромиссной: деятели флорентийского кружка интеллектуалов "Камерата" провозглашают возрождение античного музыкального театра с его простотой и выразительностью естественного пения, непосредственно передающего эмоции напевной речевой декламацией. Винченцо Галилей (брат великого астронома), композитор и ученый, лютнист и певец, в своем знаменитом трактате "Диалог о старой и новой музыке" называет музыкальное Возрождение временами варварства. Идеологической платформой флорентийцев становится установка "чувствовать" экспрессию слова, воплощенная им в знаменитых монологах с ансамблем виол "Жалоба Уголино" и "Плач Иеремии".
Собственно, первые опыты в жанре оперы и были выразительными театральными монологами, сопровождаемыми скромным инструментальным аккомпанементом. Предпосылки возникновения оперы - в художественной культуре Ренессанса, для которой характерен интерес к древнегреческой трагедии и вообще к театру. Пасторальные драмы, мадригальная комедия, комедия масок, духовная опера и драматические интермедии способствовали кристаллизации барочного музыкального театра.
Самым знаменитым представителем не только жанра, но и нового музыкального "взволнованного" стиля (concitato) является Клаудио Монтеверди (1567-1643). В юности он стал известен как автор духовных мадригалов с высоким уровнем техники полифонического многоголосия. Его "революция" обозначилась именно в этом жанре, который из многоголосной песни превращается в экспрессивную сольную вокальную пьесу с инструментальным сопровождением клавесина или лютни - предтечу ранней оперной арии. Знаменитый мадригал "Любовное письмо" на стихи известнейшего поэта эпохи Дж. Марино и сегодня поражает своей мелодической выразительностью.
В начале нового века Монтеверди знакомится с творчеством флорентийских "камератистов", в частности Я. Пери (1561 -1633). Опера Пери "Эвридика" (1600) - первый сохранившийся образец жанра, в которой он, по его словам, стремился подражать человеческой речи, как древние греки и римляне. "Представление" человеческих страстей голосом, полным чувственной красоты и трагедийной силы, дало повод современникам назвать этот новый тип музыки стилем "rapresentativo". И когда Монтеверди получает в 1607 г. заказ написать музыку к театральному представлению в Мантуе, он избирает сюжет о знаменитом певце, вызволившем своим пением супругу из царства смерти. "Орфей" потряс современников трактовкой знаменитого мифа, и Монтеверди становится знаменитым оперным композитором. В 1608 году появляется "Ариадна", из которой до наших дней сохранился единственный фрагмент - "Плач Ариадны", довольно часто исполняемый современными певицами как концертная ария. Самая выдающаяся опера Монтеверди - "Коронация Поппеи" (1642). Это первый в истории пример обращения не к мифу, а к реальной истории времен римского императора Нерона.
Новации в жанре оперы, буквально пожаром охватившем Италию, были очень значительными. В отличие от многих современников, трактовавших вокальную партию исключительно как речитатив, Монтеверди вводит ариозо, а также хоры. Он стремится создавать индивидуальные мелодические характеристики действующих лиц, обновляя гармонические и оркестровые средства музыкального языка: ввел в оперу увертюру, новые приемы игры на струнных (пиццикато и тремоло), вместе со струнными и духовыми инструментами использовал лютню, клавесин и орган. В 1637 г. композитор принимает активное участие в открытии оперного театра, где ставились его оперы. С 1613 г. и до конца жизни Монтеверди служил руководителем капеллы святого Марка в Венеции (которую впоследствии прославит имя великого Антионио Вивальди). В 1632 г. становится священником и, естественно, пишет много церковной музыки.
Несмотря на весь новаторский характер музыка опер Монтеверди была прочно забыта последующими поколениями композиторов, ставивших в музыкальном театре новые задачи. Но в XX в. началось ее триумфальное возрождение. Многие композиторы - А. Малипьеро, О. Респиги, Л. Дапллапиккола, - создавали редакции сочинений Монтеверди для исполнения на современной сцене. По инициативе Малипьеро в 20-40-е гг. прошлого века было издано полное собрание сочинений Монтеверди в 16 томах. Сенсацией 1970-х гг. стали три постановки известного французского дизайнера одежды, ставшего культовым режиссером оперы, - Жана Пьера Поннеля. "Орфей", "Возвращение Улисса" и "Коронация Поппеи" в его интерпретации предстали абсолютно современными спектаклями, перевернув мнение европейцев об архаике ранней оперы.
В итальянской опере XVII в. складываются школы, отличающиеся индивидуальными подходами к трактовке жанра. Венецианскую (Ф. Кавалли, М. Чести, Дж. Лоренцо) отличает захватывающее действие с комическими эпизодами, любовные интриги, близость арий народным мелодиям, внимание к декорациям. Неаполитанскую школу прославил Алессандро Скарлатти (1660-1725). В его обширном творчестве (более 100 опер) кристаллизуется стиль оперы seria с ее регламентными обязательными ариями: ламенто (ария-жалоба), мести (гнева), bravura, пасторальная, героическая. Развитый оркестр с семантической дифференциацией струнных и духовых, а также увертюра из трех разделов (быстро-медленно-быстро) становятся образцом оперного стиля первой половины XVIII в.
В новом столетии опера переживает взлет - Италию, а за ней и другие страны охватывает безумная мода. В свободной Республике Венеции столице вечного карнавала и певучих гондольеров - в 1637 г. был открыт первый в Италии общедоступный театр, а в XVIII в. только в этом городе их было уже около десяти. Оперы писались как современные сценарии телевизионных сериалов и ставились с двух-трех репетиций. Неудивительно, что знаменитый венецианец Антонио Вивальди (1678-1741) написал их более 50. Мы сегодня знаем этого композитора как автора нескольких сотен (более 400) инструментальных концертов с "культовым" циклом "Времена года". Но оперы Вивальди - роскошный музыкальный мир, сравнительно недавно ставший доступным широкому кругу слушателей в нашей стране на аудио- и видеодисках.
Как и многие явления музыки барокко, он пережил свое второе рождение только в XX в. Однако оперное творчество Вивальди долго оставалось в тени. Благодаря удивительной итальянской певице Чечилии Бартоли, обладающей уникальным сопрано и драматическим даром, мы услышали арии, превосходящие по виртуозности инструментальные опусы и вместе с тем преисполненные мелодической красоты и подлинной силы чувств. История, наконец, верно расставила акценты - ведь сам Вивальди считал оперу делом своей жизни.
Подлинный триумф оперы seria и ее новаторский облик в XVIII в. связан с именем Георга Фридриха Генделя (1685- 1759). Уроженец Саксонии, он обучался в Италии, а с 1712 г., приняв в 1726 г. британское подданство, работал почти постоянно в Англии, где в 1720-х гг. возглавлял Королевскую академию музыки. Написал около 40 опер, среди которых самые знаменитые - "Ринальдо" (1711), "Орландо" (1733), "Альчина" (1735), "Ксеркс" (1738), постоянно идущие сегодня на оперных сценах мира. Сюжеты Гендель черпает в разнообразных источниках - мифе, истории, эпосе, сказке. Его привлекает острый драматизм действия, в основе которого всегда конфликт ситуаций и внутренняя борьба в душе героя. Итальянский оперный стиль проявляется прежде всего в удивительной красоте и выразительности арий. Яркий мелодический дар, особенно в арии lamento, делает некоторые арии современными классическими "хитами" (ария Ксеркса "Ombra mai fu" из оперы "Ксеркс"; ария Альмирены "Lascia ch'io pianga" из оперы "Ринальдо").
Мастерство Генделя как композитора связано не только с виртуозностью и красотой арий, но смелым гармоническим языком и богатой инструментальной фактурой. Козни и интриги в театре, а также провал оперы "Дейдамия" (1741) привели к Генделя к отказу от жанра, и дальнейшее его творчество было связано с ораторией, прославившей его как национального британского композитора.