Музыка и эмоции: фактор пола
Вышеописанное исследование можно представить и в виде факторного эксперимента, используя в качестве аналога второй независимой переменной пол испытуемого. В этом случае мы имеем факторный эксперимент 2×2. Структура данных, описанная таким образом, представлена в табл. 8.7.
Таблица 8.7
Оценка эмоционального состояния двумя группами испытуемых мужского и женского пола до и после прослушивания грустной и радостной музыки
Пол |
Грусть |
Радость |
||
до |
после |
до |
после |
|
Мужчины |
1 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
|
-1 |
-2 |
2 |
3 |
|
0 |
0 |
1 |
1 |
|
1 |
-1 |
2 |
2 |
|
-2 |
-2 |
0 |
0 |
|
-1 |
-2 |
1 |
1 |
|
0 |
-1 |
-1 |
1 |
|
3 |
-1 |
-1 |
1 |
|
0 |
-1 |
1 |
3 |
|
Женщины |
0 |
-2 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
|
-1 |
-2 |
-2 |
0 |
|
0 |
-1 |
1 |
3 |
|
-1 |
-2 |
0 |
2 |
|
0 |
-2 |
2 |
3 |
|
2 |
-1 |
-2 |
1 |
|
-3 |
-3 |
0 |
2 |
|
1 |
0 |
0 |
1 |
|
2 |
-1 |
0 |
1 |
Средние значения оценки своего эмоционального состояния после прослушивания музыкальных отрывков четырьмя экспериментальными группами испытуемых представлены на рис. 8.5. Так же как и в подпараграфе 8.3.1, мы наблюдаем ярко выраженный эффект модальности эмоции. Испытуемые, прослушавшие грустные музыкальные отрывки, в среднем демонстрируют отрицательные оценки, тогда как средние оценки испытуемых, прослушавших радостные отрывки, оказываются положительными. Различия оценок в целом между мужчинами и женщинами не прослеживается. Зато можно отметить небольшое взаимодействие между двумя экспериментальными факторами. Видно, что женщины в целом оказываются подвержены эмоциональному воздействию музыки в несколько большей степени, чем мужчины. Однако вспомним, что эти оценки должны быть скорректированы с помощью процедур ковариационного анализа, так как изначально экспериментальные группы не уравнивались по фактору оценки своего эмоционального состояния в данный момент.
Рис. 8.5. Оценка своею эмоционального состояния мужчинами и женщинами после прослушивания грустных и радостных музыкальных отрывков
Конкретные шаги, связанные с ковариационным анализом факторных планов в IBM SPSS Statistics, практически идентичны тем, что были рассмотрены в подпараграфе 8.3.1, когда мы исследовали процедуры ковариационного анализа в обычных экспериментальных планах.
Прежде всего добавим к списку уже имеющихся у нас переменных на соответствующей вкладке IBM SPSS Statistics еще одну переменную – "Пол". Она будет принимать два значения: 1 – "Мужчины"; 2 – "Женщины" (рис. 8.6). В принципе было бы неплохой идеей переименовать переменную "Группа", которая отражает эффект модальности эмоционального переживания, так как теперь наши группы определяются не только этой переменной, но и переменной "Пол". Однако для большей наглядности мы этого делать не будем: так будет лучше сравнивать результаты, рассматриваемые в этом и предыдущем параграфах.
Рис. 8.6. Описание переменных для ковариационного анализа факторного плана в исследовании влияния музыки на эмоциональное состояние
Теперь мы должны возвратиться на вкладку "Данные" и ввести соответствующие значения по вновь созданному фактору "Пол".
Дальнейший анализ практически не отличается от того, который был описан в подпараграфе 8.3.1 применительно к обычному экспериментальному плану. Снова выбираем в меню "Анализ" пункт "Общая линейная модель" и далее "ОЛМ-одномерная...". Снова попадаем в хорошо известное нам меню дисперсионного/ковариационного анализа с одной зависимой переменной (см. рис. 8.4).
Переменную "Эмоции" мы по-прежнему переносим в поле зависимой переменной. Переменная "Контроль" остается в поле ковариат. Оставшиеся две независимые переменные мы добавляем в поле фиксированных факторов (рис. 8.7). После этого нажимаем "ОК" и попадаем в окно вывода результатов.
В первую очередь нас интересует таблица, содержащая результаты, которые касаются оценки основных эффектов межгрупповых факторов пола и модальности эмоций (вспомним, эта переменная у нас обозначена как "Группа"). Результаты такого анализа представлены в табл. 8.8.
Мы видим, что эффект фактора группы остается по-прежнему высоконадежным – F(l, 35) = 168,50; р < 0,001. По фактору пола никаких видимых эффектов не наблюдается – F < 1. Отмеченное нами двухфакторное взаимодействие "Группа (модальность эмоции) × Пол" не достигает, однако, уровня статистической надежности и может быть проигнорировано – F(l, 35) = 2,61; р > 0,10.
Рис. 8.7. Настройка ковариационного анализа для факторного плана в IBM SPSS Statistics не отличается от настройки ковариационного анализа в обычных планах
Таблица 8.8
Основные результаты ковариационного анализа факторного плана в IBM SPSS Statistics Оценка эффектов межгрупповых факторов
Зависимая переменная: Эмоции
Источник |
Сумма квадратов типа III |
Число степеней свободы |
Средний квадрат |
F |
Знч. |
С корректированная модель |
100,172 a |
4 |
25,043 |
54,012 |
0,000 |
Свободный член |
0,244 |
1 |
0,244 |
0,526 |
0,473 |
Контроль |
15,172 |
1 |
15,172 |
32,723 |
0,000 |
Группа |
78,128 |
1 |
78,128 |
168,504 |
0,000 |
Пол |
0,362 |
1 |
0,362 |
0,781 |
0,383 |
Группа х Пол |
1,210 |
1 |
1,210 |
2,610 |
0,115 |
Ошибка |
16,228 |
35 |
0,464 |
- |
- |
Всего |
118,000 |
40 |
- |
- |
- |
Скорректированный итог |
116,400 |
39 |
– |
– |
– |
a R квадрат = 0,861 (скорректированный R квадрат = 0,845).
Таким образом, мы видим, что две группы испытуемых, которые предварительно прослушали грустные и радостные музыкальные отрывки, действительно после этого демонстрируют высоконадежные различия в оценках своего эмоционального состояния, и эти различия не зависят от пола испытуемых.