Музеи без стен
Самым ярким примером визуализации идеи музея без стен может, безусловно, считаться открытое в 2004 г. новое здание Музея современного искусства - МоМА - в Нью-Йорке. Это сооружение, построенное по проекту японского архитектора Йошио Танигучи, доводит до логического конца идею прозрачности, открытости музея, его связи с миром, размытости границ между искусством и жизнью. Здание, полностью остекленное, органично вливается в урбанистический контекст Нью- Йорка, отражается и растворяется в соседних прозрачных и полупрозрачных фасадах. Границы архитектурного пространства оказываются условными и неопределенными.
Осмотр внутренних галерей возможен в любой последовательности. Посетители словно парят в параллельных мирах, призрачные стены, кажется, не касаются полов и потолков, в этом здании легко потерять ориентацию. Перед нами яркий пример, когда здание, претендую
щее на символическую роль одного из важнейших центров современной культуры, заявляющее проницаемостью своих стеклянных поверхностей о своей открытости и демократичности, оказывается метафорическим свидетельством утраты в культурном сознании устойчивых ориентиров и границ, многовариантности, антииерархичности мышления, в том числе и художественного, ощущения ирреальности целого.
Современная музейная архитектура визуализирует не только идею музея без стен. Среди новейших музейных проектов можно встретить и реализацию обратной метафоры - стены без музея. Если вспомнить, что в части своих проявлений современная культура релятивизируст прежние содержательные пласты, то концепция оболочки, симулякра приобретает весьма актуальное значение.
Новое здание музея современных искусств в Нью-Йорке, построенное практически следом и по примеру вышеупомянутого Музея Гуггенхайма, получилось более спокойным и осторожным. Впрочем, архитекторы преследовали несколько другую цель. Конечно, здание музея современного искусства должно быть, простите за тавтологию, современным (отсюда изогнутые линии, использование стекла в облицовке фасада). Но для нового здания МоМа важна была в первую очередь функциональность внутренних залов. Именно в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМа) не так давно появилась мультимедийная выставка, дополнившая залы с живописью (от Кандинского и до...), скульптурой, фотографией и фильмами (от Братьев Люмьер и до...). Компакт-диски, фотография, мобилография, цифровые картины - все это и есть мультимедиа, то есть искусство, которое нельзя попробовать на зуб. В этом разделе можно оценить цифровую скульптуру, видеоролики и даже послушать "музыку улиц", записанную на фотографии грязного тротуара, расчерченного как нотный стан: пятна и грязь стали нотами. Известен МоМа и своими хеппенингами, подразумевающими участие людей. Один из самых скандальных - "Живые картины", во время которого американская художница Бикрофт пригласила в зал обнаженных женщин и на целый день оставила их мерзнуть без движения на фоне скульптур и живописных полотен.
Музей современного искусства, уже в силу своего названия и главное - содержимого, - явление чрезвычайно интересное. Само оформление и архитектура зданий, как правило, подчеркивают специфику коллекций. Так, парижский центр Помпиду, он же Бобур, как его ласково называют парижане, сильно смахивает на огромный нефтеперерабатывающий завод: везде разноцветные трубы, неожиданные конструкции, удивительные детали интерьера. Все дело в том, что по задумке архи
текторов все коммуникации были выведены наружу и выкрашены в определенные цвета: кондиционирование - в голубой, водоснабжение - в зеленый, электросети - в желтый, а лифты - в красный. Филиал музея, открытие которого запланировано на 2008 год, тоже обещает быть весьма и весьма оригинальным. По мысли японца Шигера Бана крыша здания будет выполнена в виде гигантского китайского зонтика из стекла, клееного дерева и стальной сетки.
Вообще, центр имени Жоржа Помпиду в Париже известен не в последнюю очередь благодаря уникальной библиотеке, где представлено самое большое количество книг по современному искусству, ресторану на крыше, замечательному лекторию и международным программам, а главное - нестандартному подходу к выставкам и мероприятиям. К примеру, на известной выставке дадаистов, прошедшей в прошлом году, все экспонаты расположили в определенном порядке: каждая комната была посвящена одному из направлений. В одном зале были двигающиеся геометрические фигуры, в другом - коллажи, в третьем - демонстрировались фильмы, в четвертом - звучали бессвязные речи дадаистов. Нс случайно, что центр по количеству посещений опережает Эйфелеву башню.
Вместе с модой упростились и правила поведения в музеях. Первые шаги к этому сделал уже упоминавшийся Майкл Спок, сын Спока- воспитатсля всех советских детей, организовавший выставку с говорящим названием "Что внутри". Самые обыкновенные предметы были представлены в разрезе, и все желающие могли рискнуть здоровьем и притронуться к экспонатам. "Картины пахнут и оживают!" - заявили итальянцы и привезли в Эрмитаж "Лютниста" Караваджо. Казалось бы, что такого? Обычные выставочные гастроли! Однако - нет! На этот раз организаторы попытались оживить все запахи с картины: ароматы ириса, ромашки, жасмина, шиповника, дамасской розы, листьев апельсинового дерева, инжира, сливы и груши... Также во время работы выставки в зале с картиной звучали мадригалы Аркадельта, строки из которых написаны на нотах "Лютниста".
Музеи современного искусства категорически не ограничиваются одним лишь видом искусства, предпочитая их смешение и синтез. Так, Музей современного искусства Киазма, что в переводе означает "пересечение", оправдывает свое название. Это самый молодой и, согласно статистике, самый посещаемый музей Финляндии. Музей Киазма, созданный американцем Стивеном Холлом, и вовсе является
самодостаточным произведением, напоминающим скорее скульптуру, чем архитектуру. Здание сделано в виде гигантской абстрактной фигуры, напоминающей в зависимости от состояния и фантазии посетителей то облако, то женщину, то мифическое существо, а то и все это вместе взятое.
Помимо интересных экспонатов (дизайнерских предметов интерьера, живописи, скульптуры), музей отличает наличие собственного театра с аналогичным названием, обеспечивающим музыкальное и драматическое сопровождение выставкам. Так, недавно прошедшая экспозиция современных финских художников сопровождалась пением и танцами, напоминавшими мюзикл на фоне декораций.
Сейчас на выставках можно все: есть, пить, выпивать, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. В общем, все зависит от фантазии организаторов, да и посетителей тоже... К примеру, в центре науки и техники "Новый Метрополис" в Амстердаме двое специально оплаченных "ученых" вовлекают гостей в спор о природе света. А в самом консервативном в мире месте - Музее ремесел в Париже, - помимо обычных экспонатов, есть стенды с примерами простейших опытов или необычных свойств материалов. Их можно потрогать, а при нажатии соответствующей кнопочки, привести в действие, а вернее - на примере рассмотреть их качества (к слову, сверхпрозрачность светодиода). В Галерее Уффици, что во Флоренции, на постоянной экспозиции, посвященной творчеству Леонардо да Винчи, можно не только увидеть, но и привести в действие макеты, сделанные по эскизам и задумкам великого итальянца: миниатюрный летательный аппарат (а-ля вертолет), громоздкую машину (старший брат нынешнего танка), подводную конструкцию (прообраз акваланга). А счастливые посетители студии мультипликации Лос-Анжелесского детского музея при помощи полосок картона, цветных мелков и фильмоскопа могут создавать собственные мультики.
Визуальный мини-кейс: Дарвиновский центр (The Darwin Centre Phase II Вторая фаза), дополнительный корпус Национального исторического музея (Natural History Museum) в Лондоне, проект С.Ф. Моллер
Аркитектс (C.F. Moller Architects) стал главным победителем премии Бетонного общества 2009 (2009 Concrete Society Awards).
Рис. 4
Форма-кокон здания была вылита на месте строительства - именно этот критерий стал решающим для оценки жюри. Чтобы достичь такого результата, потребовались выдающиеся технологии и усилия.
Бетонная ракушка впечатляет своей массой и размерами.
В брифе на строительство были указаны три ключевые задачи; здание должно вместить 20 миллионов растений и насекомых, рабочую зону для ученых, а также пространственную возможность для взаимодействия ученых и публики. Посетители смогут совершить собственный тур по музею по окружности кокона.
Рис. 5
Использованы иллюстрации с сайта: vvwvv.cfmoller.com. Источник: arhinovosti.ru.