Мусульманское право
Мусульманское право представляет собой разновидность религиозного права (одну из религиозных правовых семей), которая распространяется только на лиц, исповедующих ислам. На нашей Земле проживают свыше 800 млн мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.
Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих-исламистов не следует смешивать с национальной правовой системой той или иной мусульманской страны. Во многих из них действует светское право.
Мусульманское право представляет собой одну из сторон шариата. Шариат ("путь следования") – религиозный закон, диктуемый верующим-исламистам, т.е. совокупность предписаний о том, что должны делать и чего не должны делать мусульмане. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Шариат складывается из теологии (принципы веры) и фикха (право). Фикх указывает, каково должно быть поведение мусульманина по отношению к себе подобным (муа-малат) и каковы обязательства по отношению к Аллаху (иба-дат). В шариате воедино слиты религиозные установления, нормы нравственности и права.
Источниками мусульманского права являются:
• Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащая более 4 тыс. стихотворных фрагментов;
• Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение. Считается, что Сунна составлена из рассказов (хадисов) людей, близко знавших Магомета. Сунна состоит из шести канонических сборников;
• Иджма – нормы мусульманского права, сформулированные на основе Корана и Сунны знатоками ислама, учеными-правоведами;
• Кияс – нормы мусульманского права, сформулированные исламскими правоведами по аналогии.
Ислам исходит из того, что право дано Аллахом через своего пророка Мухаммеда, дано раз и навсегда, не может кем-либо изменяться, не может толковаться и судьями. Фундаментальные основы мусульманского права остаются постоянными с X в. н.э., когда эта правовая система сложилась в Аравии.
После смерти Мухаммеда (в 632 г.) его сподвижники в VII в. дополнили ОГЛАВЛЕНИЕ мусульманского права целым рядом новых положений на основе толкования Корана и Сунны. В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан Кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значение Кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.
Государственная власть, согласно исламу, не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. ОГЛАВЛЕНИЕ государственных актов в современных мусульманских странах зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т.д.
Таким образом, мусульманское право – это семья религиозного права, которая сложилась на основе ислама и распространяется только на членов общины верующих-исламистов.
Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
Преемственность и обновление в праве – это две стороны одного и того же процесса: процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:
• собственная логика развития права как социального феномена;
• социально-экономический строй общества;
• религиозно-этические традиции;
• историческая обстановка;
• внешнее влияние.
Различают преемственность "по вертикали" (во времени) и "по горизонтали" (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане "вертикальная" преемственность отличается от "горизонтальной" лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. "Горизонтальная" же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.
Преемственность в праве – это принятие национальной правовой системой элементов и опыта правовых систем, ушедших в прошлое, прекративших свое существование.
Слово "receptio" в лат. языке означает "принятие", а приниматься, заимствоваться могут:
• прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
• элементы современных правовых систем.
Рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, т.е. правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через "фильтр" общечеловеческой культуры.
Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права, которое было воспринято в Средние века в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.
Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.
Таким образом, рецепция права – это принятие той или иной национальной правовой системой прошлого правового опыта или элементов параллельно существующих правовых систем других стран.
Обновление в праве – процесс создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, т.е. ранее не существовавшее, в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западно-европейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.