Лекция 10. Мультимодальные и интермодальные перевозки
Взаимодействующие в совеременных цепях поставок отправители и получатели товаров часто находятся не только в разных странах, но и на разных континентах. Это исключает возможность наиболее простой и удобной прямой доставки товаров "от двери до двери" и требует создания транспортной цепи, в которой груз последовательно перевозится разными видами транспорта.
Между тем многолетняя конкуренция между различными видами транспорта, которые изолированно развивали и совершенствовали свои технологии и услуги, сделала транспорт в значительной степени разобщенной системой, в которой взаимодействие в интересах клиента было практически невозможно или крайне затруднено. На каждом виде транспорта складывалась собственная нормативная правовая база с различными условиями договора перевозки, формами документов и порядком их оформления, размерами ответственности. Развитие транспортных технологий было направлено, в первую очередь, на достижение отраслевого эффекта, а не на упрощение межвидового взаимодействия. Тарифные системы и тарифная политика отдельных видов транспорта формировались в целях вытеснения и подавления конкурентов, а не для сотрудничества с ними в интересах клиентуры.
Дополнительные проблемы возникали "па стыках" видов транспорта. Передача и промежуточное хранение грузов, погрузо-разгрузочные операции, контроль состояния товара, переоформление документов требовали привлечения терминальных операторов, агентов, других поставщиков дополнительных услуг, которые действовали столь же разобщено, как и перевозчики различных видов транспорта.
Глобализация экономики и развитие современных цепей поставок потребовали создания транспортного продукта, который бы сочетал услуги различных видов транспорта наиболее эффективным и удобным для грузоотправителей образом и формировался, прежде всего, исходя из интересов груза, а не отдельных участников процесса транспортировки. Таким продуктом стали мультимодальные перевозки.
Мулътимодалъная перевозка — это перевозка груза, как минимум, двумя видами транспорта, выполняемая под ответственностью одного транспортного оператора но единому транспортному документу и по сквозному тарифу.
В качестве синонима понятия "мультимодальная перевозка" часто используется термин "смешанная перевозка".
Для грузоотправителя интермодальная перевозка выглядит как перевозка, выполняемая одним видом транспорта (в англоязычной литературе применительно к такой перевозке часто встречается термин seamless — "бесшовная"). Клиент имеет дело с единственным оператором, который принимает на себя полную ответственность за доставку груза, обеспечивает выполнение необходимых дополнительных услуг, согласовывает с клиентом "сквозной" тариф и выдает клиенту один транспортный документ на весь путь следования груза, выступая перед ним в качестве единственного перевозчика по договору.
Объектом транспортировки при мультимодальной перевозке в принципе могут быть любые грузы — наливные, навалочные, тарно-штучные. Однако наиболее широкое распространение имеют мультимодальные перевозки, в которых используются так называемые ИТЕ (в англоязычном варианте — Intermodal Transport. Units, ITU) — контейнеры (containers), контрейлеры (controllers), съемные кузова (swap-bodies). Груз находится в ИТЕ на всем пути следования, а все транспортные и грузовые операции при этом выполняются не с разнородными грузовыми местами, а со стандартными ИТЕ (так называемая бесперегрузочная транспортная технология), что значительно ускоряет и удешевляет технологические процессы, повышает сохранность грузов и дает ряд целый ряд других преимуществ.
Мультимодальная перевозка с использованием ИТЕ называется интермодальной перевозкой.
На начальном этапе развития интермодальных перевозок в фокусе внимания находилось, прежде всего, ускорение грузовых операций при перевалке грузов между различными видами транспорта. Современное применение интермодального подхода к транспортному обеспечению логистики носит комплексный характер и обеспечивает достижение системного эффекта, структура и потенциал которого изучены еще далеко не полностью. Такой комплексный подход получил название интермодализма (intermodalism).
Существуют различные трактовки понятия "интермодализм".
В простейшем контексте его относят к бесперегрузочным перевозкам в ИТЕ, выполняемым последовательно различными видами транспорта. В более широком смысле под интермодализмом подразумевается обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта: обустройство транспортных узлов, согласование нормативных актов, правил, тарифов и т.д. Наконец, наиболее общая и современная интерпретация интермодализма предполагает "холистический" взгляд на развитие транспортной системы, в соответствии с которым виды транспорта должны взаимодействовать, давая пользователям возможность гибкого выбора транспортных и нетранспортных сервисов без ограничений, обусловленных особенностями каждого из видов транспорта.
Все более широкое применение интермодальной концепции в логистике обусловлено действием следующих факторов:
1) возможности снижения удельных инвестиций в логистическую инфраструктуру благодаря скоординированному развитию путей сообщения и терминальных объектов различных видов транспорта, а также интеграция объектов транспортной и складской логистики;
2) снижение логистических издержек, которые обеспечивают интермодальные перевозки;
3) возможности гибкого оперативного управления товарными и транспортными потоками, а в определенной степени — и управления запасами, которые возникают в развитых интермодальных транспортных сетях;
4) позитивные экологические эффекты интермодализма, обусловленные, в первую очередь, переключением грузопотоков с автомобильного па другие виды транспорта.
За сравнительно короткий исторический срок интермодализм превратился в один из базовых принципов транспортной политики развитых стран и в универсальный логистический инструмент. Сегмент межконтинентальных перевозок генеральных грузов в настоящее время практически полностью обеспечивается интермодальными транспортными системами, доля которых растет и в сфере деятельности внутреннего транспорта.