Мотивы – движущие силы эдукации
Один из важнейших компонентов педагогического менеджмента – мотивация и стимулирование труда обучаемых и педагогов. В нем отчетливо просматриваются не только основные идеи менеджмента, но и решающее влияние человеческого фактора на продуктивность процесса.
Случайно ли мотивация учения, воспитания, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, желание стать воспитанным занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность эдукационного процесса? Всякий хоть немного знающий человеческую натуру ответит: отнюдь нет, их роль всегда является решающей. Мотивы – главные движущие силы эдукационного процесса. Изучив и правильно используя мотивы, можно достичь решающих преобразований в формировании личности. Устранение ложных и формирование должных мотивов, направляющих развитие личности, ее движение в целесообразном направлении, – сердцевина педагогического труда.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования, правил поведения. Имея в виду учителя, говорят о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к своим профессиональным обязанностям.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах – конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов-побуждений осложняется тем, что, во-первых, в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дела с одним действующим мотивом: они действуют в комплексе. Во-вторых, мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.
Изучение мотивации является одной из центральных проблем педагогики. В этой области достигнуты определенные успехи, но проблема еще очень далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов очень трудно свести к определенным структурам, однозначно определить способы управления ими. Если в дидактике и есть область чистого искусства, то это, несомненно, область мотивов и связанных с ними методов обучения.
Классификация мотивов, действующих в системе обучения, осуществляется по различным основаниям. Так, по видим мотивы подразделяются на социальные и познавательные. В зависимости от уровня выделяют:
• широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление личности через учение утвердиться в обществе, установить свой социальный статус;
• узкие социальные, или позиционные, мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд;
• мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе;
• широкие познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;
• учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;
• мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.
В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию'.
1) социальные (социально-ценностные);
2) познавательные;
3) профессионально-ценностные;
4) эстетические;
5) коммуникационные;
6) статусно-позиционные;
7) традиционно-исторические;
8) утилитарно-практические (меркантильные).
Установлено, что в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения. Эти группы находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов. В одном из новейших исследований выявлены уровни преобладания различных мотивов у школьников средней полосы России, анализируя которые можно составить представление о совместном действии различных побуждений, общей мотивационной направленности современного обучения. Превалируют утилитарно-практические мотивы, и почти перестали действовать традиционно-исторические мотивы – извечная тяга к образованию на Руси.
Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Например, широкие познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении охватить большое ОГЛАВЛЕНИЕ, являются относительно более слабыми по сравнению с учебно-познавательными мотивами, стимулирующими проявление самостоятельности и напористости в узкой области. В конкурентной среде зачастую наиболее значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы школьников можно разделить на побудительные, лежащие в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые переводят общественно значимые ценности на личностный уровень ("для меня").
Педагогические рекомендации 1980-х гг. нацеливали учителей на повышение школьной мотивации путем разъяснения учащимся общественной значимости их обучения. Широкие общественные мотивы, занимавшие некогда ведущее место, ныне действуют незначительно, и с этим фактом нужно считаться. Сегодня отечественная педагогическая теория с трудом отыскивает новые мотивы в пока еще старых ценностях. Несомненно, искать их следует прежде всего в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы обречены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже давно опирается западная гуманистическая педагогика.
Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действенны, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а потому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, ведь истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.
Наконец, выделяют мотивы реальные, которые осознаются обучаемыми и учителями, объективно определяют школьные достижения, и мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Излишне говорить, что дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, создавая одновременно предпосылки для возникновения новых более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.