Мотивация творчеством
Человек по природе своей склонен к творчеству, созиданию, поиску. В этом большинство людей находят возможность самовыражения и самоутверждения. Творчество доставляет удовольствие. Оно является сильнейшим мотивационным факторам. Можно ли в менеджменте использовать способность и стремление к творчеству? Не только можно, но и необходимо (схема 5.3).
Понятие творчества теснейшим образом связано с понятием исследования. Творчество опирается на исследование и проявляется в его процессах. Творчество нельзя отделить от понятия "исследование".
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Выборочные исследования показали, что в нашей стране менеджер средней фирмы принимает в течение пяти лет в среднем 10–12% решений инновационного характера, в то время как менеджер примерно такого же уровня в Японии – более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.
Следует учитывать, что все инновационные решения являются следствием больших или малых исследований, но и неинновационные решения также могут иметь творческий характер и опираться на результаты исследований. Ведь исследования могут быть различными по масштабам, объему работ, предмету и т.д.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это и видеть
Схема 5.3. Роль творчества в менеджменте
не только интуитивно, но обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Почему? Это тенденция развития управления. Сегодня в управлении, как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из разнообразия и количества их вариантов.
Исследование – это не только функция современного менеджмента, но и ведущая его ценность, определяющая и стиль функционирования всей системы менеджмента, и определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
А в персональной деятельности менеджера исследования означают научность управления, соединенную с искусством, понимание роли творчества. Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода во всех рационализациях, модернизациях и совершенствовании. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и методов их изучения, да и использования результатов.
Современный менеджер, конечно, не должен быть научным работником в полном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
Формула современного управления: управлять, совершенствуя и совершенствуясь. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.
Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов, подходов.