Лекция 1. Зарождение образования
Следы ног шедших рядом взрослого и ребенка оставлены были 3–5 млн лет назад.
Мэри Лике, антрополог
Возникновение образования как особой человеческой деятельности
Развитие архаичного человека (Homo sapiens) привело к появлению "человека обучающегося" (Homo educandus), который приобрел потребность и высокую способность к учению как важные условия становления образования. Развитие этих особенностей было связано с удлинением сроков детства, на протяжении которого в большем объеме приобретался индивидуальный опыт, совершенствовалась адаптационная гибкость, из-за чего лучше закреплялся такой опыт.
Мало-помалу воспитание и обучение стали пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание, стратегии по поддержанию жизни. В числе существенных предпосылок, признаков и факторов осознания и становления образования как особого вида человеческой деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с помощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждало превращать воспитание в отдельную функцию, которая удовлетворяет потребности общения. Постепенное обогащение примитивного труда, усложнение и интенсификация производственного опыта подталкивали к развитию образования; следовало обеспечить адекватную организацию усвоения подобного опыта. Без помощи старших дети таким опытом, прежде всего навыками по изготовлению орудий труда, художественного творчества, овладеть не могли. Примером может служить наскальная живопись в Южной Африке, из которой видно, что древние "преподаватели" и "ученики" вместе упражнялись на стенах.
На заре истории специфической особенностью человечества явилось групповое, коллективное воспитание и обучение. Педагогическое мышление человека, выросши из рассудочной деятельности высших животных, приобрело качественно иные – социальные – черты. С появлением человека современного физического типа в генезисе педагогического мышления начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность. Образование проистекало из общинного образа жизни, питало подобный способ существования. Впрочем, такое существование было лишь отчасти следствием педагогического воздействия. Мощным инструментом коммуникации выступала возникшая и усложнявшаяся речь, которая оказалась уникальным способом передачи социокультурного опыта, формирования признаков и методов образования.
Важным показателем возникновения образования как социального феномена явилось развитие форм общности взрослых и детей. У древних людей существенно трансформируется феномен привязанности матери к ребенку. Такая привязанность у предков современных людей оказалась куда более длительной и интенсивной, нежели у всех остальных представителей животного мира, став определенной предпосылкой возникновения в эмбриональном виде неких нравственных критериев воспитания. Возникает осознание важности морального воспитания как подготовки к поступкам ради интересов племени, вопреки инстинкту самосохранения. Действиям, связанным с воспитанием и обучением, придавался сакральный смысл. Можно предположить, что соответствующие формы воспитания и обучения предназначались для передачи определенных религиозных представлений.