Мотивация педагогов
Один из самых острых и болезненных вопросов последних десятилетий – мотивация педагогов. К преподавателям общество всегда предъявляет очень высокие требования. Качество воспитания и образования молодежи – это тот минимальный объем требований, который не должен нарушаться нигде, никогда и ни при каких условиях. Молодежь – будущее любого государства: легковесно относиться к ее подготовке нельзя.
Современное общество обеднело настоящими учителями. Наиболее умные и талантливые люди, которые просто обязаны быть педагогами, уходят в высокооплачиваемые сферы деятельности. Педагогический корпус пополняется недостаточно талантливыми и профессионально подготовленными людьми. Низкий престиж профессии больно ударил по всем параметрам воспитательной системы. Между тем во всем мире высокий уровень образования, воспитания, развития – большая роскошь, а потому спрос на мастеров грамоты всегда велик и стоимость их профессиональных услуг очень значительна.
Современный педагог должен быть готов выполнить любой рыночный заказ – от высокоэффективного обучения до элементарного педагогического присмотра. Попять, какими качествами должен обладать педагог, помогают ответы нынешних учеников и студентов. Согласно одному из исследований (И. П. Подласый, 2001), главные качества распределились следующим образом:
1) престиж (рейтинг) педагога;
2) знание предмета;
3) умение научить;
4) гарантия качества,
5) юмор (приятность общения);
6) ответственность;
7) требовательность;
8) уважение к ученику (умение наладить контакт);
9) терпение;
10) умеренная стоимость педагогической услуги.
Нетрудно увидеть, что романтически-возвышенное представление об учителе, бытовавшее в советской школе, уступило место прагматическому, суровому и требовательному взгляду на учителя как специалиста, который продает на рынке свою услугу. От него больше не требуется ни справедливости (первейшее качество в советские времена), ни подвижничества, ни мастерства, ни любви к детям. Педагог просто обязан выполнить взятые на себя обязательства и обеспечить получение продукта заданных количества и качества в соответствии с контрактом. Весьма чувствителен потребитель педагогических услуг к уровню квалификации учителя. Престиж учителя – гак условно обозначено это качество – имеет первостепенное значение.
Как потребовать от педагога прилежного исполнения своего долга? Только ли приказаниями, призывами к совести и страхом увольнения? Цивилизованный мир давно ушел от примитивных понуканий. Основная гарантия качественного труда – справедливое и высокое вознаграждение педагогических услуг, поэтому менеджер образования всегда уделяет должное внимание мотивации. Он переводит вопрос в практическую плоскость и определяет, в какой степени следует удовлетворить потребности преподавателей, чтобы они эффективно и творчески выполняли свои обязанности и достигали намеченных целей. Конкретизация этого общего положения состоит в следующем:
– чего требуют педагоги;
– какова структура их требований;
– сколько весит каждое требование в общей структуре;
– в какой степени потребности педагогов удовлетворяются сейчас;
– что способствует удовлетворению и повышению продуктивности их труда;
– что можно предложить руководству для удовлетворения потребностей;
– в каком объеме могут быть удовлетворены потребности педагогов;
– как объективно оценить профессионализм каждого педагога и его вклад в общее дело;
– как правильно соотнести уровень профессионализма с материальным вознаграждением;
– какие стимулы задействовать для достижения выдающихся результатов.
Хорошо подготовленный менеджер образования знает, что для преподавателя материальная выгода не всегда находится на первом месте. Действуют и другие факторы повышения продуктивности:
• хорошие шансы продвижения по службе;
• повышение категории;
• оплата труда, непосредственно связанная с достигнутыми результатами;
• признание и одобрение хорошо исполненной работы;
• сложная, трудная, но интересная работа, позволяющая развивать свои способности;
• работа, позволяющая принимать самостоятельные решения;
• работа, требующая творческого подхода;
• высокий уровень ответственности.
Управление качеством обучения и воспитания опирается па научную квалиметрию (от лат. qualis – какой по качеству и греч. metros – измерять), направление педагогических исследований, главным ОГЛАВЛЕНИЕм которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик. Но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей – "квалификация" и "метрос" (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов. Совокупность этих качеств называют профессионализмом, мастерством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация педагогов.
В правильно организованной системе уровню профессионализма отвечает размер вознаграждения за труд, которое в современном мире считается едва ли не главным стимулом качественного труда. Общий подход к установлению уровня педагогической квалификации основывается на выделении составных частей этой характеристики. Затем осуществляется диагностирование и оценивание каждой составляющей, выводится общий (интегрированный) показатель квалификации.
Наиболее распространенным методом изучения труда педагогов за рубежом является рейтинг (оценочная шкала). Главная цель рейтингирования – определение соответствия педагога занимаемой должности. Для оценки труда педагогов широко используются тесты. Например, в США значительное распространение получили две программы тестирования – "Национальные учительские экзамены" и "Программа экзаменов в педагогическом образовании", с помощью которых измеряются профессиональные знания, умственные способности и общая культура педагогов. Тесты широко используются и для отбора будущих учителей. С помощью тестирования определяют профессиональную пригодность и профессиональную направленность личности. В тех странах, где используются тесты, вопросы аттестации педагогов решаются сравнительно просто. Постоянное тестирование учащихся и учителей является обычной и привычной процедурой, отработанной до мелочей. Нет сомнения, что со временем и отечественная школа придет к использованию педагогического тестирования. Многое поможет понять ЕГЭ: он очень наглядно демонстрирует проблемы школы.
Значительное распространение за рубежом получила методика определения уровня педагогической квалификации, авторство на которую заявляют специалисты различных стран, поскольку методика постоянно достраивается и совершенствуется. Показателем квалификации является профессиональный индекс (Ип), вычисляемый по формуле
где Тк – результаты тестирования, проведенного в конце периода обучения: Тн – результаты тестирования, проведенного в начале периода обучения; О – обучаемость учащихся. Нетрудно заметить, что чем больше разность Тк – Тн, тем выше индекс Ип, определяющий вклад педагога в конечный результат.
Показатель обучаемости (О) по-разному трактуется исследователями. Каждый педагог отлично знает, сколь много зависит от состава учащихся. Случается, что выдающийся мастер в слабом классе достигает относительно скромных результатов (хотя для этого класса они отличные). Сильный подбор учащихся всегда гарантирует успех педагогу любой квалификации. Обучаемость – интегрированный показатель, компонентами которого выступают способность обучаемых к овладению конкретными знаниями, умениями, темпы обучения, удельный показатель усвоения, внутренняя сопротивляемость обучению, некоторые другие. Из формулы следует: чем этот показатель выше, тем ниже значение профессионального индекса. Для обучения сильных учащихся высокое мастерство не всегда необходимо. Но если показатель обучаемости низкий, а учитель достиг выдающихся результатов – он настоящий мастер.
В основу системы аттестации учителей в России положена двухзвенная модель, в которой квалификационный показатель устанавливается на основе двух компонентов: стажа работы педагога и полученных им поощрений (фиксированных наград). Однако она имеет много недостатков, поэтому практика постепенно переходит к использованию более совершенных моделей, которые учитывают больше существенных переменных. В 1990 г. была предложена перспективная шестизвенная модель аттестации педагогов[1]. К числу важнейших критериев педагогической квалификации здесь относятся следующие, взятые в весовых (В) пропорциях:
Весовой критерий |
Фактор |
% |
Абсолютное значение |
|
№ |
Наименование |
|||
В1 |
Ф1 |
Качество учебных занятий |
70 |
0,70 |
В2 |
Ф2 |
Мнение учеников |
5 |
0,05 |
В3 |
Ф3 |
Мнение родителей |
5 |
0,05 |
В4 |
Ф4 |
Оценка администрации |
5 |
0,05 |
В5 |
Ф5 |
Оценка коллег |
5 |
0,05 |
В6 |
Ф6 |
Самооценка педагога |
10 |
0,10 |
Квалификация – 100% |
Ик= 1,00 |
Квалификационный индекс (Ик) рассчитывается по формуле:
где Ф1 – Ф6 – факторы (компоненты) педагогической квалификации; В1 – В6 – веса (пропорции) влияния выделенных факторов.
Качество учебной работы определяется но результатам пяти- шести учебных занятий. Как утверждали древние мудрецы, самая крепкая цепь не прочнее самого слабого своего звена. Поэтому в качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что между результатом отдельного занятия (урока) и общей эффективностью обучения существует тесная зависимость. Экспериментальная проверка подтвердила наличие такой связи. Были собраны данные о результатах экзаменов по различным предметам (общая эффективность обучения) и качеству отдельных уроков но этим же предметам. Величина связи, вычисленная по критерию Пирсона, находится в пределах 0,89–0,96, что указывает на очень тесную зависимость общих результатов от конкретных достижений. Нет сомнений в том, что по эффективности отдельных уроков можно обоснованно судить о качестве труда учителя. Непременное условие – случайный выбор урока, исключающий преднамеренную подготовку к нему учителя и школьников. Вполне надежную информацию дают пять-шесть контрольных замеров.
Следующий по значению фактор педагогической квалификации – самооценка педагогом качества своей работы, уровня профессиональных знаний и умений. Это критерий скорее нравственный, он призван скорректировать в пользу учителя не всегда бесспорные выводы проверяющих, улучшить атмосферу квалификационных испытаний. Но как быть с учителем, самооценка которого окажется ниже объективного заключения? Скромность тут должна уступить трезвой и объективной оценке профессиональных качеств. Кстати, вес данного фактора (0,10) в семь раз ниже объективного вывода о качестве учебных занятий, поэтому он не может существенно изменить общую квалификационную характеристику, если даже педагог выставит себе максимальные оценки.
Мнения учеников, администрации, коллег и родителей оцениваются весовыми коэффициентами 0,05. Родители и школьники не могут объективно оценить обоснованность дидактических действий педагога, но эмоциональную характеристику по принципу "нравится – не нравится" дают очень правильно. По сравнению с прежним подходом ущемлены нрава администрации, но сожалеть об этом не стоит: слишком уж волюнтаристскими, необоснованными, а нередко и предвзятыми были решения чиновников, от опеки которых нужно решительно освобождаться. При объективном подходе центр учительских устремлений автоматически смещается в нужном направлении: служить делу, а не начальству.
Надежность предложенной модели – около 80%. Еще более совершенными являются 8- и 10-тизвенные модели аттестации: надежность первой составляет свыше 80%, а второй приближается к 90%.
На основе объективно установленного квалификационного индекса (индекса профессионализма) должно определяться справедливое вознаграждение за педагогический труд. Это поможет преодолеть умаляющую достоинство страны дискриминацию труда педагога.