Мотивация и мотивационный процесс
Мотивация начинает проявляться тогда, когда у человека возникает проблема выбора. Если он действует под давлением первичных, имеющих по большей части физиологическую природу потребностей, то проблемы выбора может и нс возникнуть. Едва ли кто-то будет удовлетворять чувство голода, скажем, чтением книги, активность человека строго и однозначно будет устремлена на поиски пищи (а не книги). Здесь нет выбора, поведение жестко детерминировано, и говорить в данном случае о мотивации не приходится.
Другое дело, когда речь идет о вторичных потребностях, имеющих социальное ОГЛАВЛЕНИЕ, тут уже появляется возможность выбора средств и способов удовлетворения потребности. Например, потребность в общении мы можем удовлетворять разными способами, сознательно перебирая варианты, и в этом переборе вариантов, и в том, на чем мы останавливаемся, как раз и проявляется наша мотивация.
Мотивацию надо понимать как процесс выбора альтернатив поведения: активно включиться в профессиональную деятельность или повременить, остаться в стороне, выбрать данный вид деятельности как один из вариантов профессиональной карьеры либо предпочесть иной путь, стать членом этой организации или выбрать какую-то другую, максимально возможно использовать свой трудовой потенциал, физические и интеллектуальные ресурсы или работать "с прохладцей"? Что побуждает человека к принятию соответствующего решения, каковы тс внутренние силы, которые движут им, чем он объясняет и оправдывает свой выбор – в этом и проявляется его мотивация.
Мотивация всегда проявляется на границе, на пересечении факторов внешней для человека среды и внутренне присущих ему потребностей, интересов, ожиданий, ценностей и установок. В постоянных попытках согласовать давление среды, включая ее внешние стимулы, и личностные интересы, понимаемые в широком смысле слова, протекает мотивационный процесс.
В конечном счете лишь через систему мотивации человек включается в многообразные формы социальной деятельности. Он вынужден постоянно соотносить свой индивидуальный опыт и представления о должном, жизненные планы и функциональные возможности, принимаемые решения и их последствия.
Мотивация напрямую связана с проблемой свободы. Социальный индивид хотя и выполняет общественно значимые социальные функции (роли) и ограничен в своем поведении социальными нормами, обладает в известной степени самостоятельностью, свободой в управлении своей деятельностью, своими отношениями.
В мотивации, пусть и ограниченно, но проявляется свобода человека, свобода выбора им вариантов поведения – в отличие от стимулирования, которое предполагает однозначную поведенческую реакцию, не допускает его вариативности. Если мы повышаем работнику заработную плату или выдаем премию, то ожидаем лучшей работы, повышения трудовой активности, а не наоборот. Хотя возможно, конечно, и стимулирование за отказ от той или иной деятельности. Например, правительства некоторых стран стимулируют сельхозпроизводителей за сокращение ими производства той или иной продукции.
Реализуя свою относительную автономность в рамках организации и общества, используя свои возможности выбора, индивид принимает самостоятельные решения: в выборе:
• профессии и специальности;
• места работы (предприятие/организация, структурное подразделение) и должности;
• того или иного типа профессиональной и должностной карьеры;
• круга и содержания неофициального общения в организации;
• типа поведения в ситуациях конфликта;
• тех или иных социальных и нравственных норм в качестве личных норм поведения и т.д.
Все эти выборы совершаются, как правило, не в форме единовременного акта сознательной деятельности, а в виде непрерывного (или дискретного, но долговременного) процесса разрешения многочисленных частных дилемм и компромиссов. Между тем, что индивид должен с точки зрения внешних социальных норм, тем, что он может, исходя из внутренних возможностей, между тем, что должен и может, и тем, что он хочет, исходя из своих интересов и потребностей.
В каждой из перечисленных ситуаций выбора формируется мотив как некая тактика поведения в условиях реальной действительности. Мотив, таким образом, рассматривается как внутренний феномен, направляющий активность личности в конкретной социальной ситуации по определенному руслу.
ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "мотивация", "мотив" определяется тем, как они соотносятся с другими понятиями, такими как "потребности", "интересы", "ценности", "цели", а также тем, какие функции они выполняют.
Мотивация не сводится лишь к реагированию (безусловно или условно рефлекторному), она подразумевает участие сознания, а не просто инстинктивную реакцию на раздражитель. В мотивации ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия.
Причина активности человека оказывается тесно связанной с волей: не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связана с внутренними побуждениями человека.
Часто отмечается двойственный, эмоционально-рациональный характер мотива. Это, очевидно, означает, что оценка своей деятельности осуществляется человеком с помощью не только понятий, но и эмоций. В простейшем варианте, когда применяются категории "нравится – не нравится", мотивация может быть не вполне осознанной. Эмоциональный аспект мотивации отражает, однако, недостаточно устойчивую и глубокую сторону связи человека с его деятельностью и, по-видимому, имеет практическое значение лишь в единстве с рациональными элементами.
Различные мотивы приводят к разным формам эмоционального реагирования на один и тот же объект. Психолог А. Н. Леонтьев приводит такой пример: непредвиденная встреча с медведем обычно вызывает страх, однако при наличии специального мотива, например в ситуациях охоты, встреча с ним может радовать (такая ситуация блестяще описана в повести известного американского писателя У. Фолкнера "Медведь").
То же встречается и в ситуациях трудовой деятельности. Один и тот же трудовой процесс или трудовой результат может приводить к состоянию удовлетворенности или, напротив, неудовлетворенности в зависимости от того, чем он (процесс или результат) мотивирован.
В известной притче о людях, которые занимались одним и тем же делом, но объяснявших его по-разному: один говорил, что он дробит камни, другой, что он зарабатывает на жизнь, третий, что он строит храм, как раз и зафиксированы различные мотивировки своего поведения. Можно предположить, что и отношение к процессу труда и конечному его результату у этих людей будет различное. В практически-управленческом смысле сказанное означает, что для изменения отношения работника к труду совсем не обязательно менять объективные условия, достаточно изменить мотивацию.
Важной стороной мотива является совокупность приемов объяснения и обоснования действия. Иначе говоря, в мотиве представлены два этапа. Первый – интернализация внешних обстоятельств и выработка соответствующих понятий (ситуация объяснения). Второй – выработка стратегии собственного поведения на основе понятий о внешних воздействиях (ситуация обоснования).
Мотивы служат человеку, как для объяснения прошлых действий, так и для обоснования будущих. Неверно было бы относить мотивы только к объяснению прошлых действий. Мотивация представляет собой осознанное отношение человека к своей деятельности независимо от того, объясняет человек свои поступки или намечает (обосновывает) какие-то действия в будущем.