Морфология и семиотика искусства
Возникновение на рубеже XIX-XX вв. лингвосемиотики (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр - см. также "неопозитивизм" - гл. 3) положило начало применению методов семиотического анализа в разных областях знания. Очень быстро в сферу интересов семиотики попали литературные тексты, а затем обозначилась возможность создания невербальных семиотик, направленных на исследование текстов несловесных или таких, где словесный компонент соединяется с невербальным (например, звуковое кино).
Семиотика продемонстрировала огромный потенциал, пригодный для решения эстетических проблем; происходит семиотическая революция в эстетике. Частной разновидностью семиотики является структурализм (см. гл. 3), его надлежит рассматривать как наиболее значительную и влиятельную ветвь семиотики, спецификой которой является рассмотрение знаковых систем, когда предметом исследования становится именно системная совокупность знаков с присущими ей законами функционирования. Традиционно внутри семиотики выделяют три дисциплинарных направления:
1) семантику (соотношение знака и значения);
2) синтактику (соотношение знаков друг к другу);
3) прагматику (отношение знака к тому, кто им пользуется).
Соответственно, и в области эстетики мы можем говорить об эстетической семантике, синтактике и прагматике. Семиотика не всегда может быть жестко отделена от феноменологии и герменевтики, поскольку такое сближение зависит от специфики понимания и моделирования знака, от решения проблемы его онтологии и построения семантической структуры, ряда иных теоретических и прикладных моментов. Впрочем, такая условность отнесения нами уже оговаривалась как неизбежная в значительной части случаев.
Следует также обратить внимание и на то, что термины "структурализм" и "семиотика" иногда употреблялись как синонимы. Этому способствовали дискуссии и размежевания в среде структуралистов, сопровождавшиеся изменением привычного терминоупотребления.
Основным направлением в семиотической эстетике является структурализм, что не исключает, разумеется, применения тех или иных семиотических методов и парадигм в эстетических исследованиях самых разнообразных школ. Семиотика искусства ввела в употребление в сфере эстетики такие термины, как знак, текст (упорядоченная совокупность знаков, подлежащая пониманию и интерпретации), дискурс (его можно определить как сложное единство текстов и их контекстуального окружения, формирующих определенное предметно-смысловое (тематическое) иоле), сигнал, языковой (семиотический) код, семиозис, семиосфера, эстетическая информация. Благодаря распространению семиотического метода "язык" стали понимать не только как вербальный (словесный) язык литературы, но как совокупность знаков любого характера (инвентарь) и правил их использования (грамматика), что и дает в итоге языковой код, который совершенно не обязательно должен быть словесным. Поэтому, говоря о языке танца или архитектуры, мы используем слово "язык" не метафорически, а буквально, строго терминологически.
С помощью семиотического подхода оказалось удобным рассматривать и вопросы, относящиеся к морфологии искусства, если принять, что классификация искусств ведется, в сущности, по критериям семиотического характера - в зависимости от того, из знаков с какими свойствами состоит тот или иной текст и все тексты с такими же параметрами.
Разные виды искусства различаются характером средств, использованных для их создания и выступающих в качестве знаков, т.е. различие лежит в области их языка. Под языком искусства мы понимаем совокупность знаков, которыми пользуется искусство (инвентарь), и правил сочетания этих знаков (грамматика). Они и составляют языковой (семиотический) код искусства. Слово "язык" понимается здесь не метафорически, а буквально, хотя в обиходе мы привыкли понимать под ним только одну его разновидность - язык словесный (вербальный). Такую двухкомпонентную модель языка можно дополнить третьим компонентом, что явствует, например, из работ Ю. М. Лотмана. К языку и грамматике добавляется история их использования, которая накапливает новые возможности их понимания и, соответственно, использования. В процессе исторической эволюции искусства привычные его составляющие знаки могут коренным образом менять свое значение.
К проблемам, решаемым семиотикой искусства, относятся выделение элементарного знака и проблема исчислимости знаков.
Если текст предстает перед нами организованной совокупностью знаков, то он дискретен, расчленим на более мелкие и простые единицы. Пределом такого деления должен стать простейший, элементарный знак, из которого можно составить алфавит языка данного искусства. Но при сильном различии морфологии разных искусств эту проблему приходится решать отдельно для каждого из них. В литературе простейшей знаковой единицей считается слово (хотя отдельные звуки также участвуют в создании значения, не случайно еще в античности разделяли эуфонию (благозвучие) и какофонию), для живописи - цветовое пятно, для графики - пятно, очерченное линиями. Сложнее выделить элементарный знак в архитектуре, еще более сложно в скульптуре. Спорно, что является простейшим знаком в музыке - отдельный звук или аккорд. Одним из аспектов дайной проблемы является четкость разделения знаков. Вряд ли стоит отказываться от попыток выделить отдельные знаки в текстах, например, архитектуры, хотя эти тексты явно являются диффузными, трудно разделимыми на простые единицы. Тем более закономерности устройства того или иного текста открываются по мере применения к ним современных исследовательских методов, скажем, математического моделирования, которыми ранее просто не владели, что вынуждало прибегать к умозрительности, а порой просто полагаться на интуицию. При современных исследованиях структурные элементы, не выделимые на глаз, открываются вполне четко и убедительно.
Другой проблемой является исчислимость знаков, что связано, в свою очередь, с проблемой конечности алфавита языка данного искусства. Если количество букв и звуков в каком-либо языке и конечно, и исчислимо, и даже количество слов конечно, хотя исчислимо с трудом (поскольку процесс появления новых слов и вытеснения старых протекает непрерывно и не поддается прямому контролю), то как определить, сколькими видами цветовых пятен в принципе может воспользоваться живописец? В этом случае алфавит оказывается открытым, что влечет и специфические возможности данного вида искусства, и особенности в анализе текстов, созданных с помощью кода этого искусства.