Лекция 1. МОРАЛЬ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ. НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
После изучения данной главы студент должен:
знать
• теоретические основы морали как объекта этического знания;
• генезис учения о морали в мировой и отечественной мысли;
• современные этические концепции;
• сущность и Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… административной этики;
уметь
• анализировать нравственные проблемы современного российского общества, рабочего коллектива;
владеть
• понятийным аппаратом в области этики, профессиональной этики, административной этики.
История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли
Со словом "мораль" в различных сочетаниях человек встречается в повседневной жизни на каждом шагу. Моральный кодекс, аморальное поведение, морализировать, моральная безответственность и т.д. – все эти понятия стали настолько привычными и обыденными, что перестали быть предметом серьезного внимания и обсуждения. Однако на поверку оказывается, что не все так просто, и далеко не каждый готов дать правильные ответы на вопросы о том, что такое мораль, каковы ее структура, особенности, функции, как мораль сочетается с нравственностью, этикой и этикетом.
Под моралью понимается форма общественного сознания (наряду с наукой, религией, искусством, правом), регулирующая отношения между людьми и их поведение.
В специальной литературе понятия морали и нравственности являются синонимичными, не случайно русский вариант латинского термина "мораль" происходит от слова "нрав". Однако, несмотря на преобладающую тождественность понятий, существуют другие точки зрения, суть которых сводится к следующему: мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – как область практических поступков, обычаев, нравов; мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего принуждения и контроля, а нравственность – это внутреннее свободное стремление человека к освоению общественных ценностей; мораль выражает человечность (гуманность) в идеальной форме, а нравственность фиксирует ее исторически конкретную меру.
Понятие этики как науки, объектом которой является мораль, сложилось исторически. Впервые термин "этика" в речевой оборот ввел древнегреческий мыслитель Аристотель в труде "Никомахова этика".
Аристотель выделял:
• природные черты, свойственные человеку (голод, холод, жажда, страх и т.д.);
• свойства ума (память, абстрактное мышление и т.д.);
• свойства характера (умеренность, мужество, щедрость, скромность и т.д.). Именно совокупность свойств характера, связанных в систему знаний, Аристотель назвал этикой.
Сегодня под этикой в широком смысле слова понимается философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания.
Предпосылками возникновения этики явились:
1) разветвленная система нравственного сознания, нравственных отношений и нравственной практики;
2) разделение труда на умственный и физический;
3) потребность в выражении и описании норм морали;
4) наличие противоречия между идеалом и действительностью в жизни;
5) попытка обоснования с нравственных позиций воли господствующего класса.
Основным вопросом этики является вопрос соотношения идеала и действительности.
Ранее было отмечено, что этика является философской наукой. Это подтверждается тем, что, во-первых, нравственные проблемы, находящиеся в центре внимания этики, носят обобщенный характер, во-вторых, они являются вечными, т.е. сохраняют свою актуальность до настоящего времени, в-третьих, сама этика базируется на философском мировоззрении.
Среди функций этики можно назвать:
• познавательную;
• описательную;
• мировоззренческую;
• воспитательную;
• нормативную;
• прогностическую.
В заключение краткого анализа этики как философской науки о морали следует отметить те проблемы, которые сегодня стоят перед мыслителями.
1. Трудности в выработке универсальных критериев добра и зла.
2. Определение смысла жизни и предназначения человека как венца природы.
3. Обоснование необходимости жизненного устройства на базе справедливости.
4. Исследование соотношения нравственной свободы и ответственности личности.
Внешним проявлением морали как объекта этики является этикет. В общем смысле слова он представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Таким образом, мораль является одной из форм духовной жизни человека, нравственность – понятием, тождественным морали, этика – философской наукой, изучающей мораль во всех ее проявлениях, а под этикетом понимается внешнее проявление морали, которое выражается в конкретных нормах и правилах поведения человека в обществе.
Прежде чем приступить к рассмотрению исторических основ этики как науки о морали, целесообразно выделить
закономерности в развитии этического знания. К ним относятся следующие:
• в своем содержании этика отражает стихийный процесс состояния морали и соответствует ему;
• этапно-исторический характер развития этики;
• историческая преемственность этического знания;
• прогрессивный характер развития в содержательном отношении;
• внутренняя противоречивость, идущая от противоречивости мировоззрения;
• источником развития этики является противоречие между должным и сущим.