Лекция 15. МОРАЛЬНЫЙ КРИЗИС

Борьба с нарушениями этики бизнеса — борьба за увеличение рентабельности и эффективности производства, развитие честной конкуренции, рост инвестиций, рост качества жизни. Эта борьбы может быть результативной только в том случае, если будет осуществляться в масштабах всего общества. Поскольку бизнес — часть общества, в нем получают выражение общие проблемы всего социума. Центральной проблемой российского общества на сегодняшний день являются моральный кризис и кризис личности.

Моральный кризис — девальвация и разрушение нравственных ценностей и идеалов (переоценка ценностей), а также потеря глубинного метафизического измерения человеческой жизни и связанного с ним смысла. Проявления морального кризиса проступают в экологическом, экономическом и финансовом кризисах, росте социальной аномии и преступности, в разрушении национальных культур, "смерти субъекта".

К признакам морального кризиса можно отнести: отклонения от социальных и моральных норм (рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств, немотивированной жестокости), а также увеличение масштабов коррупции, мошенничества, воровства, агрессии и насилия по отношению к человеку и природе. К этой сфере относится также увеличение социальной терпимости к поведению, ранее признававшемуся недопустимым (например, сексуальному), рост числа разводов, увеличение количества неполных семей, увеличение количества людей, живущих за счет социальных пособий, девальвация трудовой этики.

Моральный кризис и социальная аномия в России требуют серьезного изучения. По мнению некоторых современных авторов, эти процессы являются результатом многократно осуществлявшегося в истории страны массового психологического насилия над населением. (К историческим примерам массового психологического насилия относят крещение Руси, социалистическую революцию 1917 г.) К этому надо добавить прямое физическое, политическое и идеологическое насилие, осуществлявшееся советской властью с самого начала ее существования. Теоретические ошибки, моральный нигилизм и правовой беспредел первых революционеров, кровавые формы "классовой борьбы" породили феномен бесконтрольной и безнравственной власти, который затем перерос в беспредел государственных чиновников и партийной номенклатуры, позволявшей себе приписки, показуху и лицемерие, что в итоге привело к девальвации и дискредитации идей и идеалов социализма. Практика постоянного надзора, доносительства и преследования увеличивала социальную незащищенность честных и порядочных людей, что способствовало исчезновению этой наиболее ценной для общества социальной прослойки и росту социальной аномии (нравственному безразличию) и попустительству различным видам зла.

Масштабы морального нигилизма и разложения увеличились в наше время: новейшие примеры массового психологического насилия — это "перестройка", развал Советского Союза, разрушение экономики (приватизация), откровенный грабеж населения, а также натиск массовой культуры, и прежде всего рекламы, которая осуществляет психологическое насилие ежедневно. Насилие порождает моральную аномию и агрессию, способствует развитию деструктивного поведения, которое проявляется во всех социальных сферах, включая бизнес.

"Смерть субъекта"

Главная дилемма современного мира — это противоречие между все более усложняющимся характером проблем (в условиях приближения к "точке Хаоса") и тем типом человека (экранный, сетевой), который формируется глобальными СМИ. "Смерть субъекта" выражается в увеличивающейся зависимости и несамостоятельности человека во всех сферах общества и культуры.

"Смерть субъекта" наступила в неподходящий момент, когда субъект оказался максимально востребованным в современном мире увеличившейся взаимозависимости людей, когда поведение одного человека может иметь глобальные последствия для всего человечества, увеличилась степень ответственности каждого.

Особенно драматические формы это противоречие принимает в нашей стране. Многие авторы выражают сомнения относительно дееспособности больших слоев населения, заявляют, что у нас "нет субъектов, готовых управлять для будущего и во имя будущего". Нет субъектов — нет личностей, отсутствует социальная ответственность.

"Смерть субъекта" имеет много причин, в том числе она связана с появлением нового типа человека зависимого (от экрана телевизора, от компьютера, планшета, мобильника и пр.). Все более отчуждаясь от своего локального жизненного мира, экранный человек не очень хорошо вписывается в глобальный мир, который просто не вмещается в его мозг не только потому, что он уже перестает мыслить (зачем мозги, если есть Google), а еще и потому, что мозг отдельного индивида не в состоянии успеть за мегамозгом.

В условиях глобализации информации происходит смешение разных систем ценностей, что порождает культурный шок и ценностный хаос. Разрушается целостность личности, субъект исчезает, остается манипулируемый индивид, который с трудом успевает подстраиваться к происходящим изменениям.

"Смерть субъекта" — глобальный феномен, но в нашей стране он имеет очень драматичные последствия.