Морально-нравственные регулятивы

Этическими регулятивами, в значительной мере определяющими поведение, являются, прежде всего, этические теории, которые составляют мировоззренческую базу морали, разъясняя ее происхождение, сущность, формируют концепции моральных идеалов как высших моральных ценностей и целей. Эти концепции весьма разнообразны, возникли в разное историческое время и выражают различные нравственные установки. К ним относятся:

а) гедонизм (от др.-греч. ἡδονή – наслаждение, удовольствие). Согласно этой широко распространенной в этической мысли концепции ОГЛАВЛЕНИЕ моральных требований сводилось к получению наслаждения и избеганию страданий. Эта цель и ее достижение рассматривались как движущие силы поведения человека, заложенные в его природе. Принцип гедонизма в Древней Греции активно отстаивали Демокрит, Эпикур, в Новое время – Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, в XX в. – Дж. Сантаяна;

б) эвдемонизм (от др.-греч. ευδαιμονία – процветание, блаженство, счастье) – концепция, близкая к гедонизму.

Ее сторонники рассматривали достижение счастья как высшее проявление добродетели и основу моральных поступков человека. При этом одни из них не связывали счастье (духовное) с наслаждением (материальное, чувственное) и даже противопоставляли их (Цицерон); другие (Аристотель) рассматривали счастье как особое проявление наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие;

в) адепты аскетизма (от др.-греч. ασκεσις – упражнение) нравственную цель и идеал жизни связывали с самоограничением чувственных устремлений и удовольствий. Создателями этой концепции были Антисфен и его ученик Диоген. Последний, по рассказам, не только проповедовал аскетизм, но и в жизни довольствовался очень малым, живя в глиняной бочке (пифосе) и отрицая общественные условности и комфорт;

г) стоицизм (греч. στοά – портик храма, место сбора философов) – концепция, основателем которой стал древнегреческий философ Зенон. Наиболее широко идеи стоицизма были раскрыты в трудах римских мыслителей – Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Они не только разделяли взгляды сторонников аскетизма, но и отстаивали следующее моральное кредо: "Коль человек не в состоянии изменить что-либо в окружающей действительности, то ему останется покориться судьбе и стойко переносить ее удары". Такая нравственная установка, по их мнению, помогает человеку не сломаться и выжить в этом непростом мире;

г) теологическая концепция (от др.-греч. θεολογία – учение о Боге) утверждает (начиная с Августина Блаженного и заканчивая современными представителями философии неотомизма) высшим нравственным идеалом любовь и служение Богу, придающие человеческой жизни нравственное наполнение и определяющие ее смысл. В то же время этика протестантизма (ветвь христианской религии) ставила на пьедестал нравственной цели такие ценности (добродетели), как добросовестный труд, бережливость, скромность, расчетливость;

д) прагматизм (от др.-греч. πράγμα – дело, действие) – концепция, родоначальниками которой стали американские мыслители Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, выдвинувшие в качестве высшего нравственного критерия и нравственной цели достижение конечного практического результата (ради чего разрешенными считаются любые средства);

е) утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) близок прагматизму и, по мнению Дж Бентама, состоит в том, что моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью;

ж) перфекционизм (от фр. perfection – совершенствование) утверждает, что высшей моральной ценностью является совершенство, которое включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований (учения Платона, Августина, Спинозы,

В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева). Стремление к совершенству является не только нравственной задачей человека, но и смыслом всей человеческой истории;

з) гуманизм (от лат. humanus – относящийся к человеку) признает высшей ценностью человека. Беря свое начало в трудах Протагора, она нашла свое отражение у Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Фромма, в философии марксизма, трудах русских философов Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева. Гуманизм в форме альтруизма представлен и в рассуждениях и опыте 50-летней практической деятельности немецко-французского мыслителя и врача А. Швейцера.

Перечисленные и другие этические подходы носят теоретически обоснованный, собственно-моральный характер и играют роль рациональных регулятивов, воздействующих на мировоззрение и практические действия людей. Но наряду с ними, продолжая и развивая их, действуют выработанные нравственным опытом человечества и поддерживаемые силой общественного мнения собственно-моральные регулятивы. К ним относятся:

• нравственные нормы запретительного (нормы-табу), разрешительного и побудительного характера;

• нравственные идеалы – портреты "лучшего Я", к достижению которых надо стремиться, они могут носить как обобщенный (сумма качеств), так и персонифицированный характер;

• нравственные ценности – общечеловеческие, профессиональные, этнические, семейные, обусловливающие нравственные ориентации людей;

• нравственные поступки, выступающие как образец, пример морального или аморального поведения людей;

• нравственные традиции, соблюдение которых носит обязательный характер, а отступление от которых грозит нарушившему их серьезными общественными санкциями;

• нравственные оценки, даваемые авторитетными людьми, группами, коллективами, в том числе и самооценки, которые отражают уровень развития самосознания личности.