Лекция 21. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОЛИТИКИ
В сфере, где человек занимает центральное место, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием "человеческое измерение". Политика — это результат сознательных волевых усилий людей, которые ставят перед собой определенные цели, руководствуясь при этом сложившимися у них мировоззренческими установками, нормами поведения, пониманием важнейших аспектов взаимоотношений человека со своей социальной средой. Там, где речь идет о понимании и толковании человека, человеческих целей, непременно присутствует ценностное начало.
Как соотносятся друг с другом мораль и политика
Вопрос о том, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и нравственных оценок, поставлен давно, и в истории политической мысли на них давались весьма неоднозначные ответы. Определяя в качестве главной цели политики обеспечение высшего блага граждан полиса и предписывая ей нравственно-воспитательную роль, Аристотель, в частности, утверждал: "Государственным благом является справедливость, то есть то, что служит обшей пользе". В целом античная традиция, идущая от Платона и Аристотеля, рассматривала мораль и политику как единое искусство организации жизни полиса, направленное на достижение справедливости.
Впервые четко сформулировал проблему соотношения морали и политики итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Как наставлял политиков Макиавелли, для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно "лисой и львом". Он вправе не хранить верность своему слову, может прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Изгнав мораль из сферы политики, Макиавелли приложил весь свой талант к тому, чтобы обосновать главный тезис: в политике цель оправдывает средства.
Однако такое понимание соотношения морали и политики никогда не становилось общепризнанным. С итальянским мыслителем вступали в спор ученые и писатели, деятели церкви и сами политики. Особенно сильный импульс к поискам иного истолкования данной проблемы дала формулировка немецким философом И. Кантом всеобщего нравственного закона — категорического императива. Категорический императив в понимании Канта — это безусловное правило, которым должен руководствоваться каждый человек независимо от происхождения, социального положения и даже от любых внешних обстоятельств. Согласно этому правилу к любому человеку следует относиться как к цели, а не как к средству. Требование всеобщего нравственного закона было затем распространено и на политико-правовую сферу.
Другой немецкий философ, А. Шопенгауэр (1788—1860), опираясь на золотое правило морали: "Не делай другим того, чего ты не хотел бы, чтобы другие делали тебе", дал его расширительное толкование и создал новое правило: "Никому не вреди, но всем, насколько можешь, помогай".
Разумеется, в политике это сверхсложная задача, тем не менее важно понимать недопустимость перехлеста в какую-либо одну сторону: скажем, превозносить профессионализм в ущерб нравственности и, наоборот, нравственное начало в ущерб правовому. Ведь любое политическое действие, разворачиваясь в поле напряжения между властью и моралью, затрагивает судьбы многих людей. Поэтому неправомерно ставить вопрос о соотношении морали и политики как альтернативу: или политика, или мораль.
В сфере, где человек занимает центральное место, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием "человеческое измерение". Политика — это результат сознательных волевых усилий людей, которые ставят перед собой определенные цели, руководствуясь при этом сложившимися у них мировоззренческими установками, нормами поведения, пониманием важнейших аспектов взаимоотношений человека со своей социальной средой. Там, где речь идет о понимании и толковании человека, человеческих целей, непременно присутствует ценностное начало.