Заработная плата
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст. 129 ТК РФ). Размер заработной платы зависит от принятых в установленном порядке систем оплаты труда. Системы оплаты и стимулирования труда различных категорий работников устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 135 ТК РФ).
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии же нарушений закона работник имеет право на самозащиту в любых законных формах ее проявления.
В настоящее время предусмотрено несколько видов юридической ответственности за нарушение законодательства об оплате груда. Она предусмотрена не только ТК РФ, но и ГК РФ, КоЛП РФ и УК РФ.
ТК РФ содержит в себе ряд статей, направленных на гарантированную защиту интересов работника при реализации его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойную человека жизнь для него и членов его семьи и не ниже установленного в государстве минимального размера оплаты труда. Это обусловлено не только заботой законодателя о нуждах своих работающих граждан, но и наличием объективных государственных интересов в части создания благоприятных социально-экономических условий развития экономики, снижения уровня социальной напряженности в обществе, создании системы надежных источников получения доходов через налогообложение организаций и частных предпринимателей, применяющих наемный труд.
Важность правильного государственного регулирования оплаты труда выражена в позиции законодателя через положения ст. 21 и 22 ТК РФ, которые содержат перечни основных прав и обязанностей сторон трудовых отношений. Так, в ст. 21 закреплено право работника на "своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы", а в ст. 22 зафиксирована обязанность работодателя "обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности" и "выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в срок, установленный настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором".
Одной из форм такой самозащиты является установленное ст. 142 ТК РФ право работника на приостановку работы в случае задержки выплаты причитающейся ему зарплаты на весь период до выплаты задержанной суммы. Работник вправе, предварительно в письменной форме известив работодателя о своих намерениях, приостановить выполнение работ до погашения возникшей задолженности по зарплате.
Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
Охрана труда
Нормы по охране труда – это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное ст. 37 Конституции РФ.
Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляются специальными государственными органами (инспекциями), не зависящими от работодателей.
Общественный контроль над соблюдением законодательства о труде и защиту трудовых прав работников осуществляют профсоюзы и инспекции, находящиеся в их ведении.
ТК РФ предусматривает такой новый для России способ защиты трудовых прав и свобод, как самозащита.
Защита трудовых прав осуществляется также органами по разрешению трудовых споров. Эти споры могут быть индивидуальными или коллективными.
Законодательной основой для деятельности органов надзора и контроля является ст. 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда. Осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" вопросы, касающиеся труда и занятости, отнесены к компетенции Минздравсоцразвития РФ и подведомственной ему Федеральной службе по труду и занятости.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, в котором на данное Министерство возложено осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы условий и охраны труда.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными организациями и иными организациями.
Правила по технике безопасности и производственной санитарии, включая государственные стандарты безопасности труда, могут быть межотраслевыми и отраслевыми, а также локальными на предприятии. Межотраслевые правила и стандарты предусматривают требования по безопасности труда для определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в ряде отраслей народного хозяйства. В настоящее время эта работа возложена на Минздравсоцразвития РФ. Отраслевые правила и стандарты (ОСБТ) утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами государственного надзора за охраной труда совместно или по согласованию с соответствующими органами объединений отраслевых профсоюзов. Они распространяются на предприятия лишь данной отрасли народного хозяйства, отражая ее специфику.
В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми правилами по технике безопасности и производственной санитарии, стандартами (ССБТ) министерства, ведомства, органы государственного надзора за охраной труда утверждают инструкции по охране труда. На их основе работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации разрабатывает и утверждает местные инструкции но охране труда, которые устанавливают для работников правила безопасного выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.
На всех рабочих местах, производственных участках безопасность и здоровье работников должны обеспечиваться руководителем производства в соответствии с требованиями ГОСТов, санитарных норм и правил безопасности конкретного вида работ.
Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399. Данное постановление устанавливает, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых (ПОТ РМ) и отраслевых (ПОТ РО) правил и типовых инструкций по охране труда (ТИ РО), строительных (СНиП) и санитарных норм и правил (СанПин), правил и инструкций но безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (ст. 20 Закона РФ о профсоюзах).
До недавнего времени органы местного самоуправления не имели право принимать участие в управлении охраной труда. Современная редакция статьи предусматривает, что отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целях улучшения условий труда в соответствии с международными стандартами организации охраны труда приняты федеральные законы от 26.04.2004 № 27-ФЗ и № 28-ФЗ, которыми ратифицированы Конвенции № 137 (1973 г.) "О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах" и № 152 (1979 г.) "О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах".
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности, хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Трудовое законодательство предусматривает не только систему предупреждения несчастных случаев в организациях, но и устанавливает процедуры по их расследованию.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя – физического лица.
К указанным лицам относятся:
– работники, выполняющие работу по трудовому договору;
– студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;
– лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
– другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи па производстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, – повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:
– в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
– при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора;
– при следовании к месту служебной командировки и обратно;
– при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель- сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и др.);
– при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
– при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
– при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, по совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:
– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку сто в учреждение здравоохранения;
– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
– сохранить до начала расследования несчастного случая па производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);
– обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с ТК РФ;
– немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.
При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить соответственно:
– в соответствующую государственную инспекцию труда;
– в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
– в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
– в орган исполнительной власти субъекта РФ;
– в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
– в территориальные объединения организаций профсоюзов;
– в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
– страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического надзора.
Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель обязан незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.