Монополия и конкуренция: модели современного рынка
Если в начале капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX–XX веков), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной же экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются. Тем не менее в большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основные модели рынка (рис. 5.9). Чистая конкуренция и чистая монополия – это две крайние и достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим названием "несовершенная конкуренция".
Общая сравнительная характеристика всех четырех моделей представлена в таблице 5.2. Более подробный рассказ об этих формах можно свести к следующему.
Рис. 5.9. Четыре модели современного рынка
Таблица 5.2
Краткая характеристика моделей современного рынка
Модели рынка |
Основные характерные черты |
|||
Число фирм |
Контроль над ценой |
Вступление в отрасль |
Примеры |
|
Чистая конкуренция |
Очень большое |
Отсутствует |
Совершенно свободное |
Сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют |
Чистая монополия |
Одна |
Очень значительный |
Практически исключено |
Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.п. |
Монополистическая конкуренция |
Много |
Очень ограниченный |
Сравнительно свободное |
Производство одежды обуви, мебели, книг; розничная торговля |
Олигополия |
Несколько |
Значительный (особенно при сговоре) |
Очень затруднено |
Производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля |
Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и пр). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из- за одинаковости же товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда всё новых предпринимателей.
Полная противоположность этому – чистая монополия. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Примером здесь могут служить уже известные нам представители естественной монополии – газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объёмом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.
Монополистическая конкуренция, как следует из её названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причём если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объёме, то монополия – лишь в небольшом количестве. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т.п.).
Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идёт как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (т.е. создания их разновидностей) компаниями-соперницами.
Например, если одна из швейных фабрик, в отличие от своих конкурентов, изготавливает брюки с какой-либо популярной фирменной "изюминкой", то это значит, что в данном виде продукции она хотя бы на время становится "немножко монополистом" и может влиять на цену этих брюк.
Подобный же эффект дифференциации продукта и определённый монополизм возможны у магазина, который притягивает к себе покупателей каких-либо особых товаров или услуг, которых пока больше нигде нет.
Однако монополия в подобных о́траслях не может преобладать над конкуренцией. Множественность предприятий и относительная лёгкость присоединения к ним всё новых и новых фирм постоянно стимулируют живительную конкуренцию.
Наконец, олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, большие компании в сфере опто́вой торговли и пр.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает значительным рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безу́держная конкуренция между ними угрожает "неприятностями" для всех.
К примеру, если три автозавода-гиганта господствуют в своей отрасли, то увеличение производства одним из них может заметно взвинтить рыночное предложение и сбить цены. Подобное поведение одного из конкурентов сразу же скажется на доходах остальных членов этой "большой тройки".
Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают "войны цен" между собой, идут на объединение, картельные и иные соглашения. Вхождение новых фирм в отрасти с олигополией также очень затруднено.