Монополистический капитализм России
Особую остроту в конце XIX в. приобрел аграрный вопрос. В результате естественного прироста населения, при сохранении общинного землепользования, выросло крестьянское малоземелье. В этих условиях помещичье землевладение превратилось в главный тормозящий фактор развития сельского хозяйства.
В середине 1906 г. председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин. При его непосредственном участии были изданы указы о передаче Крестьянскому банку государственных земель для их продажи крестьянам, об отмене подушной подати и круговой поруки, о снятии ограничений на свободу передвижения крестьян и раздел семейного имущества и т.д.
Суть столыпинской реформы состояла в создании слоя крестьян-собственников. Но для этого требовалось разрушить крестьянскую общину, сдерживавшую формирование крестьян-предпринимателей, развитие товарно-денежных отношений в деревне. Этой же цели служила политика переселения крестьян. Основным условием перехода к фермерскому хозяйству Столыпин считал ликвидацию чересполосицы (системы "шнурового землепользования"). Наличие "шнуров" (длинных узких полос земли) вынуждало крестьян применять трехполье без травосеяния. Для совершенствования системы севооборотов необходимо было переходить к целостным земельным участкам - хуторам.
Важным мероприятием Столыпин считан снятие ограничения на пользование крестьянами помещичьей землей. Покупка земли и поВперед перепродажа ее на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землевладения осуществлялись Крестьянским банком. Кредит на покупку земли был не только увеличен, но и удешевлен. Плата за него снижалась, если крестьянин приобретал землю в единоличную собственность. Банковский процент был большим. Разница в платежах покрывалась субсидиями из бюджета. В 1906-1917 гг. она составила 145,5 млн руб. Банк продавая крестьянам землю, которая приобреталась им у дворян, выдавал ссуды. Деятельность банка содействовала становлению и укреплению новых форм землевладения.
Переселенческая политика, предпринятая правительством Столыпина, имела определенные успехи. Она помогала экономическому и социальному развитию новых регионов. Население Сибири, например, выросло на 153%. За 1906-1912 гг. посевные площади в Сибири расширились на 80%. Тобольская и Томская губернии стали ведущими поставщиками масла и сыра на российский и европейский рынки. В результате переселения освободилось около 1 млн десятин земли. Эта мера способствовало смягчению остроты крестьянского вопроса в центральной России.
Значительную поддержку правительство оказывало развитию сельского кооперативного движения. Государственный банк предоставлял средства кредитным товариществам. Это был первый этап кооперативного движения, с преобладанием административных форм регулирования отношений в сфере мелкого кредита. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накопив собственные капиталы, могли существовать самостоятельно. Уже к 1912 г. сложилась система мелкого крестьянского кредита - ссудо-сберегательных и кредитных товариществ. Если в 1905 г. их количество составляло 1680, то в 1913 г. - 13 015, а в 1916 г. - 16 261. Численность членов товариществ за 1905-1916 гг. выросла с 729 тыс. до 10,5 млн, а вклады - с 37,5 до 682,3 млн руб. В 1911 г. был утвержден устав Московского народного банка, который стал финансовым центром крестьянской кредитной кооперации.
Аграрная реформа повлияла на преобразования в сфере образования. По мнению Столыпина, в стране должна была быть создана структура сельскохозяйственного образования, состоящая из трех ступеней: общеобразовательной начальной школы, сельскохозяйственных училищ, высших агрономических учебных заведений. Результатом этой политики стало увеличение численности земского и правительственного агрономического персонала. Если в 1895 г. насчитывалось 134 земских и 14 правительственных агрономов, то в 1906 г. их было 593 и 141 соответственно. В 1915 г. работало уже 3266 земских и 1365 казенных агрономов.
Реформа ускорила процесс развития товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве - выросла товарность сельского хозяйства, увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, удобрения, потребительские товары. Все это способствовало подъему промышленного производства. Важнейшим итогом реформы явилось увеличение валового сбора зерна. Если в начале века он составлял 3,5 млрд пуд., то в 1913 г. - 5 млрд пуд., из которых 4,4 млрд пуд. было собрано в основном в зажиточных крестьянских хозяйствах, а 600 млн пуд. - на помещичьих землях. Доходы от зернового хозяйства выросли на 86%, от животноводства - на 108%. В 1911-1913 гг. страна получила зерновых на 28% больше, чем США, Канада и Аргентина вместе взятые.
Промышленность
К 1880-м гг. во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручной труд. В России промышленный переворот прошел две стадии. В 1830-1840-х гг. он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 1870-1880-х гг. - на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.
В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономики играло железнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее затем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 1880-х гг. построить более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети существенно расширило внутренний рынок, о чем свидетельствовал рост грузооборота - с 439 млн пуд. в 1868 г. до 11 072 млн пуд. в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускоряло развитие сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного формирования всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.
Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие национального хозяйства. За 1860-1891 гг. в России добыча угля возросла в 21 раз, производство чугуна - в 3 раза, железа и стали - в 4,7 раз, а нефти - в 476 раз. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 1890-х гг. были построены новые машиностроительные заводы, в том числе 7 паровозостроительных заводов с ежегодной производительностью 1200 паровозов. Для сравнения Франция выпускала ежегодно 500, а Германия - 144 паровоза. Производство вагонов приблизилось к производительности германских заводов, которые выпускали около 30 тыс. товарных и 6 тыс. пассажирских вагонов.
Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие как нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. На новых освоенных территориях размещались предприятия топливной и металлургической промышленности. К старым индустриальным районам (Центральному, Петербургскому, Уральскому) прибавились новые: Южный угольно-металлургический - Донбасс и Кривой Рог, Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.
Однако не все районы страны развивались равномерно. На Северо-Западе (в Петербурге, Прибалтике), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более медленными, а территория Сибири и Средней Азии оставалась почти неосвоенной в промышленном отношении. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изделий. Неравномерность размещения промышленности по территории - одна из особенностей развития капитализма в России.
Торговля
Экономические изменения в сельском хозяйстве и промышленности не могли не сказаться на внутренней и внешней торговле. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарообращения: с 2,4 млрд руб. в 1873 г. до 11-12 млрд руб. в 1900 г. Менялись формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых районах. В крупных городах создавались торговые компании с развитой сетью магазинов и складов. Сформировались товарные биржи, носившие, как правило, специализированный характер: хлебные, лесные, мануфактурные и т.п.
Переход к товарному сельскому хозяйству привел к росту хлебного рынка. С 1861 по 1891 г. он увеличился более чем в 2 раза. Из общего количества продаваемого хлеба около 60% потреблялось внутри страны, а 40% вывозилось за границу. Быстрыми темпами развивался рынок промышленных товаров. Сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, нефтепродукты, ткани, обувь. Потребителями товаров становилось не только городское, но и сельское население.
Возрастали объемы внешнеторгового оборота. Объем внешнеторговых операций за 1861 - 1900 гг. увеличился в 3 раза - с 430 до 1300 млн руб., причем стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. Все это свидетельствовало о включении России в мировой рынок. В структуре экспорта конца XIX в. 47% занимал хлеб. За эти годы его экспорт увеличился в 5,5 раза. Экспорт зерна был основным источником получения дополнительных средств для промышленного развития. Основными статьями импорта оставались машины, оборудование для промышленности и сельского хозяйства. Основная часть внешнеторгового оборота - 75-80% приходилась на Англию и Германию, остальные 20-25% - на азиатские страны и США.
Иностранный капитал
Бурное развитие российской экономики характеризовалось проникновением иностранного капитала в промышленность, чему в немалой степени способствовали низкие таможенные тарифы, и предоставление права (1872 г.) иностранным подданным на поиск и добычу полезных ископаемых. Иностранный капитал инвестировался в традиционные сферы - нефтедобычу и нефтепереработку, транспорт, а также в реконструкцию предприятий и создание комплексов в черной металлургии. В инвестиционном процессе деятельное участие принимали, главным образом, четыре западноевропейские страны - Франция, Англия, Германия, Бельгия. В начале XX в. доля Франции составляла 31%, Англии - 24%, Германии - 20%, Бельгии - 13%.
В химической промышленности определяющее положение занимал немецкий капитал. В сфере банковских услуг 1-е место принадлежало французскому капиталу. Основными регионами приложения иностранного капитала были Северный Кавказ, Закавказье, Юг России, Сибирь и Дальний Восток. Значительное количество иностранного капитала сосредоточивалось в Москве и Петербурге - главных финансовых центрах России.
Монополии
В начале 1890-х гг. страна вступила в новый этап промышленного развития. За десятилетие (1890- 1900 гг.) выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. Добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, нефти - в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на 1-е место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на новых предприятиях Юга производство металла возросло в 7 раз. Если в мировом производстве металла Россия в 1880 г. занимала только 7-е место, то в 1900 г. она переместилась на 4-е место. По общему объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 4-5-е места в мире. В результате промышленного подъема она вошла в число стран со средним уровнем развития экономики.
Россия лидировала по темпам роста и концентрации производства. Этому в значительной мере способствовало широкое развитие акционерных форм. Во второй половине 1890-х гг. численность рабочих ежегодно увеличивалось на 9,8%, в то время как число заводов и фабрик сокращалось на 2,2%. Во главе промышленности, как правило, стоял крупный акционерный капитал.
Особенно быстро развивались такие регионы страны, как Центральный, Северо-Западный, Урал, Донбасс, Прибалтика, Польша. В них было сосредоточено до 85% всех рабочих и производилось до 75% валовой промышленной продукции.
Развитие экономики способствовало усилению монополистических процессов. Первые монополии появились в конце 1870-х гг. Благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создавались условия для ускорения технического прогресса и одновременно для извлечения высоких прибылей. Первыми формами монополистических объединений и России являлись картели. В 1875 г. несколько страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа и стали диктовать свои условия тем страховым обществам, которые не вошли в соглашение. В 1881 г. появилось картельное соглашение Петербургского международного коммерческого и Русского для внешней торговли банков.
В промышленности наибольшее распространение получили синдикаты. В начале XX в. синдикаты создавались в отраслях тяжелой промышленности: добывающей, металлургической, машиностроении. Самым крупным синдикатом в России был "Продамета", возникший в 1902 г. для продажи изделий металлургических заводов. В том же году появился синдикат "Трубопродажа", а в 1903-1907 гг. - "Продуголь", "Кровля", "Медь", "Продруд". В нефтяной промышленности начали образовываться тресты. Владельцы, вошедшие в трест, превратились в акционеров треста. Одним из крупнейших трестом являлось "Товарищество братьев Нобель", которое сосредоточило в своих руках добычу, храпение, транспортировку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов. Монополистические объединения появлялись также в легкой и пищевой промышленности, сахарном, полотняном, джутовом, ниточном, шелковом производствах. Однако монополизация легкой промышленности происходила медленнее, чем тяжелой. К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 монополистических объединений разного типа.
Финансово-кредитная система
Во второй половине 1860-х гг. были созданы первые частные банки. За сравнительно короткое время сложилась разветвленная банковская система. К началу XX в. страна была покрыта сетью промышленных; торговых банков; ипотечных, выдававших кредиты и ссуды под залог земельной собственности; многочисленных обществ взаимного кредита и кредитных кооперативов, сочетавших в своей деятельности черты сберегательной кассы и кассы взаимопомощи; городских банков, привлекавших депозиты и осуществлявших подтоварное кредитование.
Основная роль в банковской сфере принадлежала Петербургу, Москве и Варшаве. Банки осуществляли все виды кредитных операций: пассивные - привлечение депозитов, прием текущих вкладов и вкладов до востребования, переучет и перезалог векселей, акцептные операции и активные - учет и залог векселей, подтоварное кредитование, фондовые операции.
Сфера деятельности банков существенно различалась. Все банки делились на 3 группы.
Первая группа банков - крупные петербургские банки, такие как Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азовско-Донской коммерческий, Русский для внешней торговли, Русский торгово-промышленный. Их можно охарактеризовать как "деловые". Так, Русско-Азиатский банк практически содержал Путиловский завод; Руссобалт финансировал военную, нефтяную, табачную промышленность; Петербургский международный коммерческий банк поддерживал транспортное машиностроение, судостроение, цветную промышленность; Азово-Донской - металлургические, угольные, сахарные и текстильные предприятия; Русский для внешней торговли банк и Русский торгово-промышленный банк кредитовали масштабные торговые операции. Для этих банков была характерна совместная деятельность с иностранным капиталом.
Вторая финансовая группа - петербургские банки: Сибирский торговый, Учетный и ссудный, Частный коммерческий банки; московский Соединенный банк и Коммерческий банк в Варшаве специализировались на региональных банковских операциях.
Третья финансовая группа была представлена Волжско-Камским и Московским купеческим банками. Эти учреждения приближались по характеру деятельности к классическим депозитным банкам XIX в. Высокая доля операций с вкладами, преобладание вексельных и подтоварных кредитов, отсутствие связи с иностранным капиталом и кредитование, главным образом, текстильной промышленности, связь с купечеством давали основание называть их "традиционными".
Экономическая политика
Политика правительства в экономической сфере формировалась и реализовывалась на основе экономических программ, разработанных Министерством финансов. Это ведомство, до образования в 1905 г. Министерства торговли и промышленности, разрабатывало долгосрочные программы экономического развития страны и отвечало за их выполнение.
После отмены крепостного права министром финансов был назначен М. X. Рейтерн (1862-1878 гг.). Им была подготовлена и последовательно реализовывалась долгосрочная программа экономического развития России. Она основывалась на принципе смешанной экономики и предусматривала сочетание государственных и частных интересов под патронажем Министерства финансов и Государственного банка. Важное значение министр финансов придавал преодолению денежного кризиса и восстановлению ценности рубля. С этой целью Министерство финансов ограничило внешнее заимствование, лимитировало вывоз капиталов за границу, уменьшило правительственные расходы, проводило операции по закупке золота и серебра. Особое внимание уделялось широкому привлечению иностранного капитала, поскольку дефицит свободных денежных средств сдерживал промышленное развитие. На это была направлена таможенная политика, обеспечивавшая защиту развивавшейся отечественной промышленности и способствовавшая притоку иностранного капитала. Правила о концессиях, разработанные министерством, позволили привлечь иностранный капитал к реализации российских проектов.
Во время кризиса начала 1880-х гг. Министерство финансов возглавил видный ученый-экономист, либеральный публицист Я. X. Бунге (1881-1887 гг.) Став министром финансов, он сосредоточил усилия на создании необходимых предпосылок для нормализации денежного обращения. Однако дефицит государственного бюджета ему преодолеть не удалось. За период 1881-1887 гг. он составил 579,5 млн руб. Как и раньше, покрытие осуществлялось за счет внешних и внутренних займов. На 1 января 1887 г. государственный долг достиг 6,5 млрд руб. В конце 1886 г. Бунге оставил пост министра финансов. К этому времени в общей форме сложилась концепция будущей денежной реформы, сущность которой заключалась в девальвации рубля и переходе на золотую валюту.
В 1887 г. министром финансов был назначен известный ученый, опытный биржевик и руководитель нескольких акционерных обществ И. А. Вышнеградский (1887-1892 гг.). Программа нового министра финансов предусматривала расширение государственного вмешательства в экономику, рост косвенных налогов. Большое значение в обеспечении активного платежного баланса Вышнеградский придавал иностранному капиталу. В 1889-1891 гг. Министерство финансов заключило 5 займов на сумму 425,1 млн золотых руб. Эти меры позволили активизировать платежный баланс и ускорить накопление золотого запаса с 273,7 млн руб. в 1888 г. до 581,5 млн руб. в 1893 г. К 1891 г. Министерство финансов сочло возможным начать проведение денежной реформы. Однако из-за неурожая 1891 - 1892 гг. ее осуществление было отложено.
В 1892 г. пост министра финансов занял С. Ю. Витте (1892-1903 гг.). Витте продолжил осуществление программы хозяйственного развития своих предшественников и дополнил её еще одной задачей - достижение Россией полной экономической независимости. Активная роль в этом процессе отводилась государству. По мнению Витте, поощрение отечественной промышленности и сельского хозяйства являлось важнейшей задачей государственных финансов и всей кредитной системы страны. В индустриализации промышленности он видел основу экономической и политической стабильности страны.
Для успешного достижения поставленных целей предусматривалось увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платежного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т.д. Так как внутренних источников финансирования индустриализации не хватало, предусматривалось широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам.
Узловым пунктом экономической программы было проведение денежной реформы. Витте считал, что добиться положительных результатов можно лишь в том случае, когда денежная система обладает надежностью и стабильностью. Устойчивость обеспечивалась переходом к монометаллизму - введением в обращение золота. Для увеличения золотого запаса были получены иностранные кредиты, введены высокие косвенные налоги на товары повседневного спроса, подняты поземельный налог и гербовый сбор, доход от которого составил около 1,5 млрд руб. В 1895 г. была введена винная монополия. Ежегодные поступления в казну выросли на 340 млн руб. В 1897 г. был принят закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Россия перешла к системе золотого стандарта, существование которой продолжалось до Первой мировой войны.
В августе 1903 г. Витте был назначен председателем Комитета министров, а министром финансов - В. П. Коковцев (1904-1914 г.). После убийства Столыпина (1911 г.) Коковцев совмещал должность министра финансов с постом председателя Совета министров.
В экономической политике этого периода основное внимание было сосредоточено на промышленности; осуществлялись также меры по развитию сельского хозяйства, ограничению государственного сектора экономики и поощрению частного предпринимательства, достижению бездефицитного бюджета и обеспечению стабильности финансовой системы, привлечению иностранных капиталов для поддержания устойчивости денежной системы, развитию внешнеторговой деятельности для покрытия внешней задолженности.
Значительные усилия Коковцев прилагал для сохранения устойчивости финансов в условиях политической нестабильности. Война и революция негативно отразились на состоянии всей экономики, но созданный ранее экономический потенциал и деятельность министра финансов Коковцева позволили не допустить девальвации и стабилизировать систему денежного обращения. Придерживаясь жесткой эмиссионной политики, правительство обеспечивало устойчивый курс русских ценных бумаг, что вызывало доверие иностранных инвесторов. Такая политика способствовала мощному притоку иностранного капитала в российскую экономику как в форме займов для поддержания золотого обращения, так и в акционерной форме.
За 1861-1913 гг. Россия достаточно быстро прошла этап индустриального развития, заняв достойное место в пятерке экономически развитых стран мира. При этом необходимо иметь в виду, что только 35 лет экономика России развивалась в условиях, обеспечивавших нормальный воспроизводственный процесс. Остальное же время пришлось на войны, кризис и революционные потрясения.
Становление индустриальной модели развития в России имело свои особенности. Она позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Однако для нее были характерны более высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства. Немаловажным фактором быстрого экономического роста являлось использование Россией технологии и опыта высокоразвитых индустриальных стран и иностранных инвестиций. Особенность России состояла в том, что в ней в большей степени, чем в других странах, проявлялась роль государства в экономической жизни. В пореформенный период шел процесс не только "развития капитализма снизу", но и "насаждения капитализма сверху". Россия имела возможность развиваться "вширь", т.е. осваивать слаборазвитые окраины. Данное обстоятельство сдерживало процесс "развития капитализма вглубь" на уже освоенной территории, но в перспективе создавало более широкую базу его дальнейшего роста. Темпы и степень развития и роста в различных отраслях экономики были неодинаковыми. Выше они были в промышленности, ниже - в сельском хозяйстве, где продолжали сохраняться докапиталистические и даже патриархальные формы. Да и в промышленной сфере можно говорить о полной победе капитализма лишь применительно к крупному и среднему производству. Сохранялись различные виды докапиталистической промышленности - мелкое товарное производство, домашние промыслы, ремесла. Таким образом, экономика России оставалась многоукладной, т.е. наряду с современными формами капитализма в ней существовали как мелкотоварное, так и патриархальное производства.
Россия накануне и в годы Первой мировой войны
XIX век в мировой экономике начался с кризиса 1900-1903 гг., который не только вызвал спад производства, но и усилил процессы централизации капитала. Довоенный период был временем бурного акционерного учредительства. Возникали синдикаты и картели, монополизировавшие большую часть производства и распределения в основных отраслях экономики. Депрессия 1904-1908 гг. сменилась промышленным подъемом 1909-1913 гг., что было результатом закономерной смены фаз экономического цикла. Промышленность продолжала развиваться, но очень неравномерно. Например, выплавка чугуна снизилась на 3%, зато производство стали увеличилось на 24%, нефтедобыча упала на 25%, но добыча угля выросла в 1,5 раза. За эти годы количество занятых рабочих увеличилось на 21%, а общий выпуск промышленной продукции - на 37%, что можно оценить как общее повышение производительности труда. С 1890 по 1913 г. производительность труда в промышленности выросла в 4 раза.
В годы второго экономического подъема особенно быстрыми темпами росло производство промышленной продукции. По этому показателю Россия опережала Англию, Францию, Германию, США. За этот период среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора. Продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса.
В этот период страна приступила к реализации программ модернизации армии и флота; частная промышленность получила крупные казенные заказы, увеличившие загрузку предприятий; расширился спрос населения на потребительские товары в результате роста доходов; укрепились рыночные связи сельского населения, вызванные аграрной реформой 1906 г. Значительно увеличился хлебный экспорт, приносивший стране большие доходы, что способствовало росту внутренних накоплений. После перерыва, вызванного кризисом, вновь увеличился приток иностранных капиталов в российскую экономику. Значительный рост всех ресурсов способствовал росту инвестиционной активности.
Промышленность. Темпы роста угольной и нефтяной промышленности снизились по сравнению с 1890-ми гг. Однако за счет повышения цен на энергоресурсы прибыли монополий продолжали расти. Искусственно созданный монополиями дефицит топлива способствовал расширению использования электрической энергии. В 1913 г. Россия по объему производства электроэнергии занимала 6-е место в мире. Развитие электроэнергетики привело к преобразованиям в энергетическом оснащении производства.
В черной металлургии росли темпы производства стали, но одновременно сокращалось производство чугуна.
Изменилась структура машиностроения: если раньше главной отраслью было транспортное машиностроение, то в довоенный период преимущественное развитие получили производственное и сельскохозяйственное машиностроение.
Зарождалась электротехническая промышленность, полностью удовлетворявшая спрос внутреннего рынка.
Успешно развивались нефтеперерабатывающая, резиновая промышленность, цветная металлургия, лакокрасочная и другие отрасли.
Однако неудовлетворительным было состояние станкостроения; медленно набирала темпы автомобильная и авиационная промышленность.
Особенностью российской экономики оставалось устойчиво развивавшееся мелкое кустарное производство. Накануне Первой мировой войны оно давало 33% всей промышленной продукции, преобладало в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции, особенно в животноводстве.
Финансово-кредитная система. Россия сохраняла свою многоуровневую структуру. Основанием системы были учреждения мелкого кредита (кредитные кооперативы, ссудосберегательные товарищества, земские кассы, ломбарды, торговые дома, общества взаимного кредита и др.), обслуживавшие земледельцев, преимущественно трудовые хозяйства.
Среднее звено составляли акционерные коммерческие банки. Они вели кредитование промышленности, торговли, отчасти сельского хозяйства. Накануне Первой мировой войны в России действовало 50 акционерных банков. Из них 12 концентрировали до 80% активов и пассивов всех российских банков. Банки располагались главным образом в Санкт-Петербурге (13 банков), Москве (7 банков), Варшаве (5 банков), Риге (3 банка). Ведущие позиции занимали 5 крупнейших банков - так называемая петербургская "пятерка": Русско-Азиатский банк, Петербургский международный, Азовско-Донской, Русский для внешней торговли и Русский торгово-промышленный банки.
До 1907 г. банки занимались преимущественно операциями с ценными бумагами, т.е. вкладывали средства в промышленные предприятия; после 1907 г. - стали активно развивать учетно-ссудные операции, участвовать в учреждении новых предприятий.
Взаимная заинтересованность и поддержка привели к образовыванию банковских и финансово-промышленных групп.
Высшее звено кредитной системы составляли государственные банки - Государственный, Дворянский и Крестьянский банки. Главным из них был Госбанк. Он являлся стержнем всей финансово-кредитной системы страны. Госбанк оставался единственным центром бумажно-денежной эмиссии, вел коммерческие операции, выступал "опекуном" частных банков и учреждений мелкого кредита. По размерам операций Госбанк входил в десятку крупнейших банков мира. Важное место в коммерческой деятельности Госбанка в начале века заняли хлебозалоговые операции и торговля хлебом.
Для решения внутренних задач Россия продолжала импортировать капитал. Главное место в импорте капиталов в ссудной форме принадлежало государственным займам. К началу Первой мировой войны внешний государственный долг России составлял около 4,5 млрд руб. На западных рынках размещались гарантированные правительством железнодорожные займы, займы городов, займы государственных Дворянского и Крестьянского банков. Общая внешняя задолженность России к 1914 г. составила почти 8 млрд руб.
Иностранный капитал инвестировался в национальное хозяйство. Он поступал в основном в уже действовавшие предприятия. Главной сферой интересов иностранных инвесторов оставались базовые отрасли тяжелой промышленности - металлургическая, топливная, горнодобывающая. Основными инвесторами выступали страны Западной Европы - Франция, Англия, Германия, Бельгия. Ведущей сферой приложения иностранных капиталов была банковская система.
Ведущей сферой приложения иностранных капиталов была банковская система.
Основной причиной иностранного участия в российском предпринимательстве была высокая норма прибыли. Перед войной она составляла в промышленности в среднем 12,9%, в новейших отраслях - колебалась от 15,2 до 25%.
Аграрный сектор. В этот период окончательно сформировалась аграрная специализация районов: степные губернии юга России, Заволжье стали основными производителями товарного зерна; северные прибалтийские и центральные губернии специализировались на скотоводстве и молочном хозяйстве; северо-западные губернии выращивали лен; возделыванием сахарной свеклы занимались Украина и губернии Центрально-Черноземной зоны. Новым районом товарного сельскохозяйственного производства стала Сибирь. Сюда за годы реформы Столыпина переселилось более 3 млн человек, было освоено 30 млн десятин целинных земель. В начале XX в. Сибирь поставляла на рынок зерно и масло.
Широкое распространение получили многопольные севообороты; увеличился ассортимент выращиваемых культур; в деревне стали использовать современные орудия производства, появились первые тракторы.
Производство товарной продукции росло. Реализацией произведенной продукции по-прежнему в основном занимался скупщик. Отсутствие рыночной инфраструктуры (дорог, складских посещений, элеваторов), неразвитость кредитных отношений в деревне тормозили развитие сельского хозяйства.
Сельскохозяйственное производство в начале XX в. держалось на крестьянском хозяйстве, в котором использовался труд хозяина и его семьи. Крестьяне, имевшие большие посевные площади (более 15 десятин), применяли наемный труд. В купеческих и некоторых помещичьих хозяйствах использовалась механизация. Некоторые помещичьи хозяйства обрабатывались крестьянами за аренду земли, за часть урожая или на других условиях. На работу нанимались также работники, пришедшие со стороны - отходники, труд которых оплачивался деньгами.
В результате преобразований в деревне и развития земельного рынка к 1915 г. дворянское землевладение составляло 43,6%, купеческое - 12,3%, частное крестьянское - 18,6%, крестьянским общинам и товариществам принадлежало 18,9%. Значительная часть земли сдавалась ее собственниками в аренду.
Государственный сектор экономики. В основном он был представлен военным производством, железнодорожным и лесным хозяйством, золотодобывающей промышленностью. В этих сферах государство выступало не только собственником, но и предпринимателем.
В 1885-1913 гг. в стране повышался уровень жизни населения, но медленнее, чем в других развитых странах. Заработная плата рабочих в России была ниже, чем в Западной Европе и США (примерно в 2,5 раза). В 1910 г. среднегодовой заработок промышленного рабочего в Европейской России составлял 233 руб., сельскохозяйственного - 143 руб. Максимальной зарплата была в металлообрабатывающей и нефтяной промышленности, минимальной - в текстильной.
На долю российской экономики в мировом промышленном производстве приходилось 8%; промышленные товары в российском экспорте составляли 5,6%; в индустрии было занято около 10% населения. Объем валовой продукции на душу населения в 1913 г. составлял 40% от уровня Франции, 20% - Великобритании, 10% - от уровня США. Страна оставалась аграрно-индустриальной, не завершившей структурные преобразования, вызванные к жизни второй промышленной революцией.
Первая мировая война потребовала перестройки производства на военный лад. Однако процесс шел очень медленно; только серьезные экономические проблемы и военные неудачи заставили царское правительство приступить к мобилизации промышленности. В 1916 г. на нужды обороны работало более 5000 предприятий; чистая годовая прибыль металлургических заводов составляла 50%, металлообрабатывающих - 80%; объем производства вырос на 21,5% по сравнению с 1914 г.
В более трудном положении оказалось сельское хозяйство: численность рабочей силы сократилась на треть; из-за оккупации сократились посевные площади, поголовье скота и сборы урожая. Однако экспорт хлеба прекратился, поэтому хлебные запасы почти не уменьшились.
С осени 1916 г. в стране назревал продовольственный кризис. Хлеба в стране было достаточно, но власти не смогли изъять его у производителей и наладить доставку из Сибири в Европейскую часть. Было введено нормированное распределение продуктов (карточная система). К 1916 г. на заготовки всех видов сельскохозяйственной продукции распространилось государственное регулирование. Координировали работу по заготовкам образованный в мае 1915 г. Главный продовольственный комитет при министре торговли и промышленности и Особое совещание по продовольствию, образованное в августе 1915 г. Однако сдержать рост цен и спекуляцию не удавалось. Объемы заготовок не соответствовали потребностям армии и тыла. С февраля 1917 г. Временным правительством была введена практика реквизиции продовольствия у производителей.
В это время резко сократилось производство товаров массового потребления, а из того, что производилось, только незначительная часть поступала на рынок. Многие торговые предприятия были закрыты, развивалась спекуляция, процветал "черный" рынок. К концу 1917 г. произошел распад внутреннего рынка. В полное расстройство пришел транспорт.
Кризис финансовой системы. Кризис был вызван растущими расходами на войну. Для покрытия расходов правительство использовало эмиссию бумажных денег, которые перестали обмениваться на золото, внутренние и внешние займы. Обесценение рубля и прогрессирующая инфляция породили небывалый спрос на ценные бумаги, в первую очередь на акции. Постоянно растущий спрос на акции привел к организации новых акционерных обществ, увеличению уставных капиталов уже действовавших обществ. Только в 1917 г. было учреждено 335 новых акционерных обществ.
Одновременно с ухудшением экономической ситуации в стране усиливалось стремление центральной власти активизировать роль административных рычагов и непосредственно вмешиваться в хозяйственную жизнь. Была создана система государственного регулирования экономики.
В августе 1915 г. были образованы четыре особых совещания - по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам.
Существенную роль в решении насущных задач обороны страны призваны были сыграть военно-промышленные комитеты, нацеленные на мобилизацию региональных промышленных предприятий для работы на оборону, выполнение военных заказов Центрального военно-промышленного комитета, поддержку предпринимателей.
Нарастание хозяйственных трудностей, неспособность царского правительства справиться с ними на фоне военных поражений российской армии привели к обострению социально-экономических противоречий, к Февральской революции и свержению самодержавия. В результате власть перешла к Временному правительству.
В марте 1917 г. собственностью государства стали кабинетные и удельные земли; в апреле были созданы земельные комитеты для подготовки аграрной реформы (но решение вопроса было отложено до созыва Учредительного собрания); узаконены фабрично-заводские комитеты, возникшие по инициативе рабочих; создано Министерство труда; в мае была введена хлебная монополия.
Однако к лету 1917 г. хозяйственная неразбериха только усилилась. Продолжилось сокращение производства, росли цены и безработица; ухудшение работы транспорта обострило ситуацию с продовольствием, топливом и сырьем; все это привело к углублению социального напряжения в стране.
Первая мировая война закончилась 3 марта 1918 г. Брестский мирный договор был заключен уже большевистским правительством во главе с В. И. Лениным. По договору страна теряла 780 тыс. км2 территории, 56 млн человек населения, Южный металлургический район; контрибуция в пользу Германии составила 6 млрд марок. В ноябре 1918 г. после революции в Германии договор был аннулирован.
Первая мировая война стала детонатором колоссального социального взрыва, потрясшего Россию и мир.
Непосредственной причиной волнений в Петрограде осенью 1917 г. стало отсутствие запасов хлеба. Правительство и военное командование оказались беспомощными, началась анархия. Беспорядки переросли в Октябрьскую революцию, победившую под демократическими лозунгами - требованиями земли и мира. Русская революция стала логическим завершением целого ряда причин: последствий войны, хозяйственной разрухи, запоздалости экономических и социальных реформ.