Монизм и плюрализм
Монизм (от греч. monos – один, единственный) – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего.
В этом смысле термин "монизм" впервые использован немецким философом XVIII в. X. Вольфом, называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию. Монизму противопоставляются дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал мира.
В античной философии монизм первоначально имел форму представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи, например, вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Классическими противниками крайнего монизма были Парменид и Б. Спиноза. На подчеркнуто монистическом представлении о реальности основывается христианская религия.
Сущность монизма трактуется по-разному, так что имеется множество видов монизма: монизм неразличимости в основе мира; монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм жизни (панвитализм); монизм всеобщей одушевленности (панпсихизм); монизм сознания, мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (энергетизм) и др. В эпистемологическом плане монизм означает, что реальный объект и идея о нем (восприятие или понятие) совпадают в познавательном отношении, как это утверждает, например, крайняя мистика.
Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин "плюрализм" также введен X. Вольфом. Плюрализм был присущ, например, античному учению о четырех элементах – воздухе, земле, огне и воде, – из которых слагается все существующее; иерархии монад Лейбница; философии жизни и др.
Самоорганизация бытия
Самоорганизация – это процессы самопроизвольного формирования регулярных структур в системах, имеющих выходы и входы для поступления извне энергии, вещества или информации и характеризующихся нелинейными обратными связями.
Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции, возможность неожиданных изменений темпа и направления течения процессов, наличие так называемых точек бифуркации, точек ветвления путей эволюции. Самоорганизация имеет место не только в системах живой природы и человеческом обществе; она может происходить и в определенном классе систем неживой природы.
Общие закономерности самоорганизации сложных систем изучаются синергетикой, выполняющей тем самым синтетическую функцию метадисциплины (от греч. meta – над), соединяющей естествознание и науки о человеке и обществе. Существует ряд подходов в изучении феномена самоорганизции сложных систем: модель параметров порядка и принципа подчинения Г. Хакена, термодинамические модели неравновесных процессов И. Р. Пригожина, модели самоорганизованной критичности (самоорганизация на "краю хаоса") II. Бака и др. Синергетическая концепция саморганизации, разрабатываемая в синергетике и смежных с ней областях, служит естественно-научной конкретизацией философского принципа самодвижения материи.
Материальное и идеальное
Материализм (от лат. materialis – вещественный) – многозначный философский принцип, касающийся существования или реальности. В простейшем варианте этот принцип говорит: только материя существует или является реальной (материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума). Другие формулировки принципа материализма: мир не управляется неким рассудком, целью или конечной причиной; умственные сущности, процессы или события (хотя они и существуют) всегда причинно обусловлены материальными сущностями, процессами или событиями и сами по себе не производят какого-либо каузального воздействия; сверхъестественное не существует (натурализм).
Из этого понимания материи и материализма вытекает утверждение относительно познания существующего или реального: все объяснимо в терминах материи, находящейся в движении, или материи и энергии.
Идеализм (от греч. idea – образ, идея) – философская система или доктрина, фундаментальным объясняющим принципом которой является идея, в частности идеал. В философии сложилась устойчивая тенденция считать идеализм альтернативой материализму. Если материализм подчеркивает пространственное, телесное, чувственное, фактическое, то идеализм делает ударение на внепространственном, нетелесном, сверхчувственном.
Поскольку для противопоставления материализма и идеализма характерна многозначность, употребление этого противопоставления оправдано, как правило, лишь в тех случаях, когда уточняется конкретная форма идеализма, например "идеализм Платона", "гегелевский идеализм", "объективный идеализм", "моральный идеализм" и т.п.
Термин "идеализм" начал использоваться в конце XVII в., во-первых, применительно к теории идей в учении Платона и в христианской вере и, во-вторых, для обозначения теории познания Декарта и Локка, согласно которой идеи как непосредственные объекты, с которыми имеет дело человек, являются субъективными. Уже в начале XVIII в. термин "идеализм" стал использоваться для обозначения позиции, согласно которой внешний мир представляет собой только отпечаток человеческого ума. Популяризации термина способствовав Кант, назвавший свою теорию познания "критическим идеализмом".
Теоретико-познавательный идеализм отождествляет объекты с идеями. Субъективный идеализм утверждает, что природа есть проекция конечного человеческого ума и не имеет самостоятельного, реального существования. Объективный идеализм отождествляет природу с мыслью или деятельностью некоего мирового, или абсолютного, ума.
Идеализм истолковывает объективную действительность как идею, дух, разум и даже материю рассматривает как форму проявления духа. Объективный идеализм больше склоняется к объективно существующей идее, субъективный идеализм тяготеет к субъективному, индивидуальному разуму.
Идеализм представляет вещи как комплексы ощущений и признает бытие лишь как осознанное бытие, или сознание. Противоположностью так понимаемого идеализма является реализм, утверждающий наличное бытие действительности, лежащей вне сознания.
Материализм и идеализм несовместимы, но чрезвычайно изменчивая, разнородная и богатая противопоставлениями история мировой философии не может представляться как непрерывная борьба материализма и идеализма.
Материализм является философской теорией, доказывающей, что все существующее имеет только физическую природу. Материализм допускает наличие нефизических свойств у физических предметов только в случае, если нефизическое (ментальное, идеальное) состояние не только не имеет самостоятельного бытия, но и зависимо от бытия физического. Идеализм – это концепция, утверждающая, что физические объекты не существуют вне сознания и независимо от него, т.е. вне их восприятия и мышления о них. Идеализм не утверждает, что физические объекты не существуют. Он настаивает лишь на том, что они не имеют субстанциальных свойств, совокупность которых могла бы быть подведена под категорию материи.
Однозначное противопоставление материализма и идеализма, материи и духа не является удовлетворительным. Понятие материи – одно из наиболее многозначных философских понятий. В философии ему обычно придается следующий смысл: материя есть то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, масса, вес, движение, инерция, непроницаемость, притяжение и отталкивание или какая-то комбинация этих свойств.
Противопоставляемый материи дух не бессмертен, он является как раз тем, что должно умереть. Это еще один довод в пользу того, чтобы как можно лучше использовать такую уникальную и преходящую вещь, как жизнь. Нас ждет то, что может быть только хуже, точнее говоря, нас ждет ничто. То, что может быть лучше, мы должны создавать сами, – утверждает материалистически ориентированная этика действия и счастья. "А если попытаться сказать проще? – задается вопросом современный французский философ А. Конт-Спонвиль. – Пожалуйста. Жизнь – твой единственный шанс. Не упусти его".