Мониторинг земель и землеустройство
Настоящая глава посвящена узловым моментам организационно-правового механизма обеспечения действия земельного права, управления охраной и использованием земли как природного компонента и объекта недвижимости, в регулировании которых государство играет весомую роль. Эти основные направления организационно-правового механизма и законного государственного вмешательства в регулирование и реализацию земельных отношений сводятся к осуществлению мониторинга, землеустройства и ведению государственного кадастра недвижимости.
Цели и принципы мониторинга земель
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель, его объектами являются все земли в Российской Федерации. В ст. 67 ЗК даются определение, цели и классификация мониторинга земель. Мониторинг (от лат. monitor – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий) призван выполнять базовую, связующую роль всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов.
Целями мониторинга являются:
– своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка; прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов на земле, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель;
– информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
– обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель (утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846) мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с их категориями и целевым назначением (предусмотренным в ст. 7 и 8 ЗК). Принципами мониторинга земель являются:
– достоверность и точность данных, их соответствие фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
– единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель, его экономичность и эффективность;
– взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных, централизованное руководство по единой методике в масштабе России;
– наглядность и доступность сведений, за исключением информации, составляющей государственную или коммерческую тайну.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 21 Закона о мелиорации земель государственный мониторинг земель включает мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинг мелиорированных земель.