Монголия, Камбоджа, Даос и Бирма
Это еще одна группа стран, развивавшихся определенное время по марксистско-социалистической модели. Однако их развитие шло на иной, буддийской цивилизационной основе, отсюда и несколько другие результаты. Существенно также отметить неодинаковые исходные позиции. Кочевники Монголии были грубой силой втянуты в социалистические преобразования. Лаос и Камбоджа волею судеб оказались в зоне, где эти преобразования давно уже происходили. Что касается Бирмы, то она избрала свой особый путь к социализму. Социализм по-бирмански - это не вполне марксистский социализм, хотя кое-что от него и было заимствовано. Рассмотрим каждую из перечисленных модификаций отдельно.
Монголия (3 млн, буддисты) расположена между Россией и Китаем. Монголы вплоть до XX в. оставались кочевниками. Их ханы, как и бедуинские шейхи, были, к слову, не феодалами, как их подчас считают и именуют, а едва вышедшими за пределы первобытности племенными вождями, главами протогосударственных образований, выше уровня которых кочевники подняться не в состоянии именно в силу их образа жизни. Таким был уровень существования подавляющего большинства монголов в начале прошлого века, несмотря на то, что страна и народ в XIII-XIV вв. знавали лучшие времена и что распространившийся в Монголии буддизм (ламаизм), равно как и имевшаяся у них собственная письменность, являли собой необходимый фундамент для дальнейшего развития. Собственно, развитие такого рода понемногу и шло. Еще в XVIII-XIX вв. территория Монголии была не только царством кочевников. Существовали крупные монастыри, рядом с которыми строились жилые дома, возникали городские сооружения, развивались ремесла и торговля. Правда, ремесло, торговля и городской образ жизни во многом были связаны не с самими монголами, а с оседавшими в Монголии иностранцами. Но факт остается фактом: страна развивалась, причем все большее количество монголов становились городскими жителями. После революции 1911 г. в Китае, частью которого в то время была Монголия, создались даже условия для возникновения самостоятельного монгольского государства, во главе которого встал самый уважаемый в то время в стране человек - духовный глава монгольских буддистов.
После переворота 1921 г. в столице Монголии, Урге, страна стала народной республикой и оказалась под сильным влиянием СССР, без ведома и согласия руководителей которого местные власти не могли принимать сколько-нибудь важных решений. Советское влияние позволило монголам, во всяком случае многим из них, уйти от первобытного кочевого быта. При поддержке советских специалистов и рабочих в богатой ресурсами стране было построено несколько крупных предприятий, особенно в сфере горнодобывающих промыслов. С помощью советских тракторов распахивались целинные земли, на которых дети кочевников учились вести земледельческое хозяйство. Разумеется, вся экономика страны контролировалась государством и принадлежала ему, а сельское хозяйство строилось по советской модели. По этой же модели развивались политическая структура, социальные отношения - словом, все вплоть до беспредельной власти репрессивных органов.
пример
Известно, например, что в стране, где существовала традиционная норма одного из сыновей отдавать в монастырь и обучать там, дабы он стал монахом, ламой, было физически уничтожено около 70% лам. Соответственно разрушались и храмы.
Конец 1980-х гг. прошел в Монголии под знаком серьезного кризиса. Непопулярная власть, лишившись поддержки советского руководства, которому было уже не до того, стала быстро сдавать позиции. Формировалась оппозиция, благо количество грамотных и образованных городских жителей в этом небольшом государстве было уже достаточно внушительным. Активизация оппозиции и широкое движение за демократические реформы привели к решительным преобразованиям в стране. Начало 1990-х гг. проходило в обновленной Монголии под знаком многопартийного плюрализма. Быстро осуществлялись радикальные реформы, широким фронтом шла приватизация, создавались мелкие и средние частные предприятия, была сокращена армия, росло национальное самосознание, выразившееся прежде всего в прославлении национального героя монголов Чингис-хана.
Сегодня Монголия достаточно уверенно смотрит в будущее. Имея большое количество разных и весьма ценных природных ресурсов, она активно прибегает к иностранной помощи, открывает простор для инвестиций и очень рассчитывает на то, что ее богатейшие природные ресурсы в скором времени смогут обеспечить высокий экономический стандарт. Однако рост ВВП пока невысок, заработная плата низка, как и уровень жизни. Впрочем, рынок заметно оживил торговлю и дает толчок развитию экономики. Совершенствуется система образования, в том числе и сеть частных школ. Свободно избиравшиеся президенты Н. Багабанди (с 1997 г.) и Н. Энхбаяр (с 2005 г.), оба из правящей, хотя и перестроившейся Монгольской народно-революционной партии, поддержали систему многопартийного плюрализма и гражданских свобод. В 2009 г. президентом стал Ц. Элбэгдорж, представитель другой партии, демократической. В стране восстанавливается монастырская инфраструктура, увеличивается количество лам, возрождаются утраченные было нормы и ритуалы монголо-тибетского буддизма. ВВП на душу населения 3,2 тыс. долл. США.
Камбоджа (15 млн, буддисты), страна к юго-западу от Вьетнама, в 1970-1980-е гг., при Пол Поте, Кампучия. Камбоджа была признана независимым государством по условиям Женевского соглашения 1954 г. Поначалу страну возглавлял король Нородом Сианук, который затем отрекся от престола и остался во главе страны в качестве ее президента. В 1970 г. в результате военного переворота к власти пришло правительство генерала Лон Нола, что вызвало реакцию со стороны коммунистического подполья. Захватив в 1975 г. власть в Камбодже, коммунистические отряды красных кхмеров под предводительством Пол Пота превратили страну в полигон для страшного, дикого социального эксперимента, перед которым отходят на задний план даже те, что осуществляли Ким Ир Сен в КНДР или Мао в Китае. Кровавый Пол Пот поставил задачу очистить мировую деревню от городов, в чем и преуспел. Все города с их промышленностью и развитой инфраструктурой были разрушены, их население, особенно образованное, и специалисты были уничтожены, вся стран превращена в огромный концлагерь, где жгли и убивали красные кхмеры, порой подростки. Для полпотовцев, опиравшихся на букву марксистского социализма, жизнь человека не стоила ничего. Чтобы не тратить пуль, людей убивали лопатами и другими подручными средствами, морили голодом, не говоря уже об изощренных издевательствах. Было уничтожено, как принято считать, 3 млн человек, примерно четверть, если даже не треть населения страны
Стоит заметить, что вначале все это в советских средствах массовой информации просто замалчивалось или искажалось с целью придать подобным поступкам оттенок благопристойности и революционной целесообразности. Потом от них начали отмежевываться. Но попытки коммунистов ряда стран, прежде всего советских, не видеть в лозунгах и действиях полпотовцев репрессии, родственные всем коммунистическим диктатурам, малоубедительны. Конечно, кхмерский красный террор может восприниматься как карикатурный, но если присмотреться и сравнить его с тем, что стало известно, скажем, о нашем собственном красном терроре за последние годы, то сомнений в родстве не будет.
Источник убеждений красных кхмеров, равно как и их бесцеремонности по отношению к жизни людей, - марксистская теория диктатуры пролетариата, идея уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции, к которым, как известно, можно отнести любого, кто сам не убивает лопатой (а при случае и его самого тоже).
В начале 1979 г. в результате сложной борьбы политических сил (Китай поддерживал кхмеров, Вьетнам склонялся к тесному союзу с СССР) вьетнамская армия вошла в Камбоджу. После этого остатки полпотовцев были вынуждены уйти в пограничные с Таиландом горные районы, а власть в стране оказалась в руках немногих оставшихся в живых образованных камбоджийцев. Была создана народная республика, гарантом независимости которой стал Вьетнам.
Освобожденная от полпотовцев Камбоджа лежала в руинах. Все следовало воссоздавать заново, причем в первую очередь с помощью Вьетнама, который тем самым взял на себя ответственность за все камбоджийские дела. Как известно, это вызвало международные осложнения. Новое правительство Хун Сена не было признано в ООН. Король Сианук и Китай активно выступали против его признания, видя в нем марионетку Вьетнама. Началась длительная эпоха переговоров и поисков компромисса, в которые были вовлечены многие страны мира, как соседние с Камбоджой, так и весьма далекие от нее. На рубеже 1980-1990-х гг. наметились контуры решения проблемы. Из Камбоджи были выведены вьетнамские войска. На специальных конференциях и встречах заинтересованных сторон была выработан консенсус, суть которого заключалась в том, что представители всех сторон возвратятся в Пномпень и получат свое определенное место в коллегиальном органе, призванном временно управлять страной и подготовить выборы. Во главе страны вновь стал Сианук.
В 1990-е гг., когда этот план начал реализовываться, в Пномпене и Камбодже состоялась серия энергичных реформ, направленных на развитие страны по рыночно-капиталистической модели. Были приватизированы предприятия, открыт путь для иностранных инвестиций и приглашены вернуться в страну покинувшие ее бизнесмены как кхмерского, так и китайского происхождения (китайцы всегда имели прочные экономические позиции в хозяйстве Камбоджи). Словом, был открыт путь для возрождения Камбоджи. Однако 1992 г. принес немало разочарований и был отмечен усилением в стране позиций красных кхмеров. Политическая обстановка заметно накалилась.
Середина 1990-х гг. прошла под знаком очередного противостояния как внутри руководства страной, где одно время сосуществовали два премьера, Хун Сен и сын Сианука Нородом Ранарит, так и между ними и красными кхмерами. Впрочем, смерть Пол Пота и переход его ближайшего сподвижника Йенг Сари на сторону правительства в 1997-1998 гг. привели к крушению мощи повстанцев. Небольшая группа их во главе с Кхиеу Самфаном, продолжавшая с трудом сохранять свои позиции на границе с Таиландом, уже не представляла опасности для страны. Камбоджа во главе с одержавшим верх над своими соперниками Хун Сеном на рубеже XX-XXI вв. вновь сосредоточила свои усилия на экономическом развитии и проводила необходимые для этого реформы. ВВП на душу населения здесь 1,9 тыс. долл. США.
Лаос (7 млн, буддисты) расположен к западу от Вьетнама и к северу от Камбоджи. В Лаосе, добившемся, как и Камбоджа, независимости по условиям Женевских соглашений 1954 г., уже в 1960-е гг. создалась обстановка острой политической нестабильности. Борьба враждующих группировок в этой небольшой и отсталой стране вела к расколу и гражданской войне. Тот самый 1975 г., который был годом падения сайгонского режима и триумфа в Камбодже красных кхмеров, сыграл роковую роль и в судьбах Лаоса.
Стоит напомнить в этой связи о так называемой теории домино, которая часто поминалась политиками в то время. Смысл теории сводился к тому, что падение южновьетнамского режима неизбежно повлечет за собой крушение нестабильных режимов в соседних странах примерно так, как упавшая костяшка домино, когда несколько из них стоят на ребре рядом друг с другом, приведет к падению всех остальных. Это предсказание, как известно, сбылось, во всяком случае в том, что касается Камбоджи и Лаоса.
В 1975 г. коммунистически настроенные повстанцы одержали победу над всеми своими соперниками и провозгласили Лаос народно-демократической республикой. Ведущим сектором экономики стал государственный. Были национализированы банки, поставлена под строгий контроль мелкая частная собственность и декларировано движение к социализму марксистского толка. Лаос счастливо избежал катастрофы, подобной той, что принесли в Камбоджу красные кхмеры. Но его отсталая экономика в результате марксистско-социалистического эксперимента пришла в еще более убогое состояние. Дух реформ рубежа 1980-1990х гг. способствовал тому, что многое начало изменяться и в Лаосе, благодаря чему тяжелое экономическое положение стало понемногу выправляться.
Развитие рыночно-частнособственнической структуры, как и приватизация госпредприятий, способствовало ускорению темпов развития страны. В конце 1990-х гг. ежегодный экономический рост достиг 7%, а доход на душу населения 380-400 долл. В то же время ощущались общая неразвитость инфраструктуры, острое отсутствие квалифицированных специалистов и недостаток в образованных людях. Увеличились ассигнования на образование, но результатов здесь ждать приходится долго. Вопрос о социализме в Лаосе снят с повестки дня из-за признания руководством правящей прокоммунистической партии отсталости страны. Большое внимание уделяется буддизму. Буддийская ступа заменила собой красную звезду на гербе страны. К потоку хлынувшей в Лаос современной западной культуры здесь все еще относятся весьма настороженно, предпочитая привычные традиции. ВВП на душу населения 2,1 тыс. долл. США.
Бирма (ныне Мьянма, 50 млн, буддисты) отличается от группы стран с ориентацией на марксистскую модель социализма. Разница прежде всего в том, что в других странах во главе соответствующих партий, правительств и преобразований стояли коммунисты (даже если сами партии при этом именовались несколько иначе). В Бирме было по-другому. Коммунисты с 1940-х гг. существовали и здесь, причем в виде различных групп, включая и организации экстремистского толка. Но в дальнейшем они предпочли тактику вооруженной борьбы, при всем том, что в первые годы после Второй мировой войны входили в состав правящей Антифашистской лиги народной свободы. Впрочем, изменялись и позиции Лиги, равно как и социалистической партии, составлявшей ее ядро. Первое десятилетие ее власти (1948-1958) прошло под знаком укрепления государственной экономики и оттеснения от власти оппозиции, включая коммунистов. Но добиться экономических успехов в состоянии перманентной вооруженной борьбы было сложно, что и привело к политическому кризису в конце 1950-х гг. Вначале гражданское правительство У Ну заменили военным во главе с генералом Не Вином, причем военные и поддерживавшие их силы взяли курс на некоторую демократизацию в стране. Затем на непродолжительное время даже возвратилось гражданское правительство У Ну, что, впрочем, привело к нарастанию кризисных явлений в экономике и политике. В марте 1962 г. был совершен еще один военный переворот, и власть снова попала к Не Вину, на сей раз в качестве главы революционного совета. Буквально через несколько недель после захвата власти совет опубликовал программу "Бирманский путь к социализму", под лозунгом реализации которой Бирма просуществовала около 30 лет.
Суть программы сводилась к отказу от парламентарной демократии и, как было сказано, эксплуатации человека человеком, а также к национализации основных средств производства и провозглашению в качестве экономической основы нового общества государственной и кооперативной собственности. Частное предпринимательство резко ограничивалось, а рабочие и крестьяне провозглашались опорой нового социалистического строя. Декларация звучала вполне в том же духе, который привыкли воспринимать в качестве нормы все те партии и страны, где шло развитие по марксистско-социалистическому пути с ориентацией на сталинскую модель. Это означает, что при всей специфике ситуации в Бирме (коммунисты не в правительстве, а в вооруженной оппозиции) официальный курс был близок к тому, который провозглашался взявшими власть коммунистами. Именно этот курс стал реализовываться в стране.
Национализация иностранного и крупного капитала, ликвидация экономических позиций землевладельческой знати, серьезное ограничение возможностей национальной буржуазии, объявление государственных монополий в ряде важных сфер хозяйства, а затем едва ли не полная национализация всех предприятий в стране и введение такой налоговой системы, которая ограничила частное накопление, - все эти и другие шаги привели на рубеже 1960-1970-х гг. к превращению экономики Бирмы в государственную. В свою очередь, государство приняло ряд мер для развития инфраструктуры, сельского хозяйства, системы трудового законодательства, образования и т.п. Неудивительно, что уже в это время стали обозначаться первые серьезные проблемы. Резко упали экономическая эффективность и темпы роста экономики. Подрыв позиций мелкого производителя в городе и деревне привел к упадку рынка и товарного производства и соответственно к расцвету черного рынка и теневой экономики. Развились инфляция и безработица, причем все это сочеталось с внутриполитической нестабильностью. Лидеры созданной в 1964 г. Партии бирманской социалистической программы (ПБСП) во главе с Не Вином предпринимали усилия для урегулирования своих взаимоотношений с оппозицией, во всяком случае в первые годы существования партии. В народе пропагандировались идеи "бирманского социализма", заметно окрашенного в привычные буддийские тона. Опорой ПБСП стали народные советы. Все иные партии в стране были запрещены, причем эти нововведения официально закреплялись в конституции 1974 г.
Последующий ход событий показал, что взятая генералами жесткая линия на ограничение частного сектора и свободного рынка не может быть компенсирована апелляцией к буддийским традициям. Кризис в стране нарастал. Темпы развития были неудовлетворительными, росло сопротивление, прежде всего со стороны студенчества. Ответом на недовольство были репрессии, но они уже не помогали. Позиции правительства становились все слабее. Страна оказалась на грани взрыва. Под давлением народного возмущения в 1988 г. власть в стране опять взяли военные. Было объявлено о введении новых принципов управления, проведены некоторые реформы экономического характера, открывшие простор для рыночных отношений. Было даже дано согласие на восстановление норм парламентской демократии на многопартийной основе. Страна получила новое имя Мьянма (впрочем, это новая транскрипция ее имени) и ждала выборов, состоявшихся в 1990 г.
На выборах неожиданно для властей решительную победу одержала оппозиционная Демократическая лига во главе с Су Чжи, дочерью национального героя Бирмы Аун Сана. Генералы, фактически правящие страной, не признали результата выборов и отказались передать власть Су Чжи и ее сторонникам. Более того, руководители Лиги оказались под арестом, причем сама Су Чжи была взята под домашний арест еще до выборов, в 1989 г. Опираясь на первые достигнутые ими экономические успехи, генералы упорно держались за власть и лишь туманно обещали в будущем созыв Учредительного собрания, которое должно решить политические проблемы. Присуждение Су Чжи осенью 1991 г. Нобелевской премии мира лишь ожесточило их позицию. Глава оппозиционеров осталась под домашним арестом.
Ситуация, сложившаяся в стране в начале 1990-х гг., побудила ставшего во главе руководства страной в 1992 г. генерала Тан Шве приступить к экономической реформе. Была провозглашена программа либерализации экономики и приватизации предприятий раздувшегося и крайне неэффективного госсектора. Покончив с волнениями на окраинах страны, подавив сопротивление коммунистических групп и наркомафии, военные обеспечили некоторый постоянный прирост ВВП (6-8% в год). Они обещали в скором будущем создание многопартийной системы, но при этом предложили Су Чжи уехать из страны. Она отказалась и объявила о намерении возглавляемой ею партии выработать новую конституцию. Этот вариант военные отвергли, заявив, что сами создадут текст конституции, где будет определено их место в руководстве страной.
Следуя апробированной в Китае, Вьетнаме и Лаосе модели, военные в Бирме пытались осуществить радикальные экономические реформы при условии сохранения жесткой авторитарной власти. Однако политическая обстановка в стране оказалась препятствием для этого. Отношения между враждующими сторонами обострились в 1998 г., в десятую годовщину военного переворота. Су Чжи потребовала передать власть избранному в 1990 г. парламенту, но военные вновь заявили, что скоро ими будет подготовлена новая конституция. Студенты, поддерживая Су Чжи, покинули стены вузов. Напряжение в стране усилилось после свержения в Индонезии власти Сухарто, чье правление было одним из эталонов, на который бирманские военные ориентировались. Но, так как ситуация в стране стала несколько улучшаться, а армия достигла успехов в борьбе с повстанцами и замирении страны, напряжение стало спадать, что позволило, в частности, на некоторое время освободить Су Чжи из заточения.
Первое десятилетие нового века привело к некоторому росту экономических показателей, что, возможно, следует считать результатом реформ. Нужно надеяться, что больше переворотов в Бирме не случится, а демократический путь развития постепенно возьмет свое. В апреле 2008 г. Госсовет огласил новую конституцию Мьянмы. Ее основной принцип - "дисциплинированная, процветающая демократия". По конституции четверть депутатских мест в парламенте Мьянмы пока еще резервируется за военными. Госсовет объявил, что выборы президента и парламента Мьянмы состоятся 7 ноября 2010 г. Выборы состоялись, но не были ни свободными, ни честными. Партия Су Чжи вынуждена была отказаться от участия в них, а хунта получила 80% голосов. Сама Су Чжи была освобождена из под домашнего ареста только после того, как прошли выборы. ВВП на душу населения 1,2 тыс. долл. США.