Монастырское образование и наставничество
Монастыри были центрами подготовки миссионеров, осуществлявшими процесс просвещения и христианизации на Руси. Монастырская братия занималась обучением грамоте и книжным учением. Обучение соединялось с ремесленным ученичеством, трудом в монастырском хозяйстве. Наиболее крупным оказался Киево-Печерский монастырь. В нем высшей формой учения были совместные "прения", где обсуждались богословские темы, оттачивалось искусство полемики. Для упражнений в спорах монахи общались с иноверцами. Иноков обучали хоровому церковному пению, иконной живописи, врачеванию (враческой хитрости). Монахи научались делать прогнозы погоды, занимались химическими опытами.
Примечательной чертой монашеского воспитания в Киевской Руси оказалось наставничество. Оно органично слилось с дохристианской традицией заботы старейшин о молодежи. Вступавшие в монастырь иноки вверялись старцу-наставнику. Об одном из них – игумене Киево-Печерского монастыря Феодосии мы узнаем: "Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание строгое, пощение (пост) и молитвы со слезами... И установил в монастыре своем, как петь пение монастырское, как поклоны держать и чтение читать"; "Этот блаженный... пришел в Печерский монастырь к святому отцу нашему Феодосию и от него научился житию иноческому". Монахов наставляли в воздержании, терпении, бесстрастии телесном, покорности, самосозерцании. Это достигалось усердными молитвами, посвящением в праведные дела и чудеса угодников.
Успехи культуры и просвещения
Киевская Русь достигла заметных успехов в искусстве и книжном образовании. На пирах князей гостей услаждали музыкой. Остатки построек, храмы XI–XII вв. вызывают неподдельный восторг. Грамотность на протяжении X–XI вв. проникла во все слои населения. О повсеместном ее распространении свидетельствуют найденные в различных городах приблизительно 700 берестяных грамот, датируемые XI в.
Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Дошедшие до нас около 500 рукописей на пергаменте XI–XIII вв. – лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Выработался книжный русский язык, развивалась литература, которая по художественному мастерству не уступала лучшим произведениям тогдашнего Запада.
Просветительская мысль, учебные заведения Киевской Руси приобретали постепенно относительную независимость и брали на себя функции двигателя общественного прогресса. Увеличение числа книжников, мастеров грамоты, образованных священнослужителей позволяло двигаться вперед с меньшими потерями из накапливаемого богатства культуры, воспитания и обучения.
Киев сделался признанным центром средневековой культуры и просвещения. Русские летописи, европейские хроники, скандинавские саги донесли известия о воспитании при дворе Ярослава Мудрого многих знатных иностранцев, волею судьбы покинувших родные пределы.
Находившееся на подъеме культурное и просветительское движение Киевской Руси было насильственно и грубо остановлено. В результате нашествия монголо-татар (1237– 1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.