Модерн: от Просвещения до мировых войн
На этом этапе речь идет об осмыслении практического политического опыта, связанного с реализацией идей Просвещения, прежде всего опыта Великой французской революции и государственного строительства США.
В этой связи особая роль принадлежит представителям немецкой классической философии. И. Кантом была обоснована идея правового государства и абсолютной ценности личности. Г. В. Гегелем – разработана фундаментальнейшая "Философия права", роли и значения гражданского общества. Фихте, философы романтизма представили первое осмысление запроса на национальное самосознание.
Общий итог этого этапа – четкое оформление идей гражданского общества и правового государства.
Индустриальное общество
Этот этап приходится на вторую половину XIX – начало XX в. и связан с активной индустриализацией, формированием городского образа жизни, массового общества с его технологиями коммуникации.
Для этого этапа развития политической мысли характерна диверсификация философских школ и направлений, легших в основу ведущих политических идеологий: либерализма (особую роль при этом сыграла философия утилитаризма и позитивизма И. Бентама, Д. С. Милля, Д. Спенсера, Конта), консерватизма, марксизма и социал-демократии, радикализма. Разработка Ф. Ницше и А. Шопенгауэром тематики воли к власти во многом определила дальнейшее развитие политической философии. Работы О. Шпенглера, А. Тойнби выявили роль культуры в развитии общества. А идеи М. Вебера – такие как роль социальных институтов, теория политического рационализма и бюрократии как его реализации – до сих пор определяют основную часть политической теории и практики. Важен и вклад З. Фрейда, Э. Капетти в осознание роли иррациональных факторов власти.
Между мировыми войнами
Имеются в виду Первая и Вторая мировые войны. Уже сам факт Первой мировой войны вызвал кризис политического рационализма, крах утопий и надежд на разумное обустройство мира, представлений о человеческой природе. Не менее катастрофическими стали и последствия этой войны – образование двух тоталитарных государств – СССР и фашисткой Германии. Поэтому главным ОГЛАВЛЕНИЕм этого этапа развития политической философии стало осмысление практик фашизма, нацизма, большевизма и советского "реального коммунизма".
Выдающийся вклад в обсуждение природы политического был сделан К. Шмиттом (его работа "Понятие политического", написанная в 1927 г., потом неоднократно переиздавалась), который понимал политическое как главенствующее, обеспечивающее тотальное и суверенное единство: оно тотально, так как, во-первых, всякий вопрос может потенциально стать политическим и потому что его может затронуть политическое решение; и, во-вторых, человек целиком и экзистенциально захвачен политическим участием, политика – это судьба. Сущность же политического, по К. Шмитту, вытекает из "злой природы человека", его первородной греховности. Главное в политическом он видел в объединении ("группировании"), ориентированном на "серьезный оборот дела", т.е. на жесткое противостояние опасности, прежде всего врагу. При этом политическое единство может требовать от своих членов готовности отдать в этом противостоянии свою жизнь. Как и у Т. Гоббса, у К. Шмитта политическое начинается с естественного состояния войны всех против всех. Только у Т. Гоббса это война индивидов, а у К. Шмитта – групп, народов.
Это было радикальным отказом от безопасности как status quo, требованием быть в постоянном состоянии перманентного конфликта. Политическое в такой трактовке коренится в конфликте, реальном или потенциальном, и безволие к различению друзей и врагов выступает симптомом политического конца. Останутся лишь культура, цивилизация, хозяйство, мораль, право, искусство, развлечение и т.д., но не будет больше ни политики, ни государства, а человечество редуцируется к сообществу культуры и потребления. Именно такая ситуация, по мнению К. Шмитта, складывается в условиях буржуазного общества – торжества идей либерализма и экономической глобализации, когда "вещи управляют сами собой". Поэтому массовое общество, общество потребления для К. Шмитта чревато деполитизацией, анархией. И ключевым политическим врагом для самого К. Шмитта является либерализм с его установкой на установление безопасности и баланса интересов, акцентом на эконономику и благополучие.
Политическая философия К. Шмитта – философия разделения человечества на враждующие группировки, народы. В ней остро и радикально сформулированы многие идеи, проявившиеся в политической практике тоталитарных режимов. Сохраняют они актуальность и в наши дни, используются, оспариваются в борьбе политических идей.