Модернизация образовательной системы
Российская образовательная система находится в процессе постоянного реформирования. Многие преобразования не завершены или не доведены до конца, в связи с чем нет заметного улучшения результатов, что служит основанием для резкой критики системы. Со страниц российских средств массовой информациинесходят материалы о "кризисе", "катастрофе", "деградации" отечественной системы образования.
В материале "Образовательная система России деградирует" приводятся данные опроса россиян, из которых следует, что 90% знаний, полученных в вузах, не востребованы в жизни. Слабая практическая направленность обучения, излишняя теоретизация мешают пониманию причинно-следственных связей, без которых любое образование теряет свой смысл. Приводятся и другие данные социологических исследований, где нынешняя школьная и вузовская системы оцениваются негативно[1].
О кризисе говорится чересчур преувеличенно. Конечно, никакого кризиса нет. Просто система образования, как любая инерционная система, не способна стремительно перестраиваться и поэтому не всегда поспевает за очень быстро возрастающими требованиями общества. Впрочем, некоторое запаздывание системы, ее инерция имеет скорее положительное, чем отрицательное значение. Образовательная система, как и само общество, меняется очень медленно, с многочисленными ошибками, заблуждениями, тупиками, после которых нередко приходится возвращаться к проверенным моделям. Реформировать эдукационную систему нужно крайне осторожно: не семь, а семьдесят семь раз нужно отмерить, а потом уже пытаться что-то менять. Это необходимо запомнить тем, кто сегодня сидит на школьной или вузовской скамье, а завтра станет у руля народного образования.
Главными причинами снижения эффективности образовательной системы России член-корреспондент РАО, директор Московского института развития образовательных систем А. Абрамов считает следующие: квалификация учителей; ОГЛАВЛЕНИЕ образования; средства обучения; образовательная среда[2]. Это действительно самые уязвимые звенья системы, где нужны комплексные реформы.
О сущности самих реформ мнения участников общественной дискуссии расходятся: каждый находит главное, по его мнению, слабое место в образовательной системе России и предлагает его модифицировать. Однако совершенствование отдельных звеньев никогда не приводит к общему преобразованию системы. Только системные, комплексные реформы могут стать причиной радикальных улучшений. Например, что дала бы нам формальная прибавка еще одного года обучения в средней школе без изменения всей системы среднего образования? Ровным счетом ничего.
В одном из многочисленных проектов, направленных на совершенствование образовательной системы, главными направлениями реформы названы поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук. В проекте, в частности, предлагается:
• бороться с технократическим снобизмом; интегрировать частные науки;
• создавать необходимые условия, возрождать престижность образования;
• бороться за активное восприятие наук о человеке и обществе;
• расширять демократизацию, демилитаризацию, деидеологизацию образования;
• ориентироваться на технологии постиндустриального развития;
• обеспечивать гармоничное и свободное развитие членов общества;
• обогащать нравственный и интеллектуальный потенциал нации;
• обеспечивать рыночную экономику профессионалами высокого уровня и т.д.
Слов нет, эти призывы звучат заманчиво, но для их реализации должны быть не только желания, но и возможности. Проект 12-летней школы, который уже долгие годы горячо обсуждается, не реализуется именно по причине недостаточной обоснованности и отсутствия возможностей.
Многие критики отечественной образовательной системы предлагают совсем отказаться от наследия социалистической педагогики. Некоторые принципы, действовавшие в социалистической системе, действительно устарели, но главные позиции не изменились и продолжают выполнять свои системообразующие функции. Возрождение ключевых идей педагогики А. С. Макаренко, которую некогда так огульно критиковали, показывает, что с кардинальной реконструкцией системы спешить не нужно.
Нас по-настоящему беспокоят проблемы духовного, нравственного воспитания. Сегодня, как никогда ранее, уместно вспомнить о церкви, приблизить ее к школе, втянуть в систему воспитания. Десятилетия обструкции, отделения церкви от школы сыграли отрицательную роль. Церковь в воспитании нравственности всегда занимала ведущие позиции. Нравственное поведение не может быть результатом только школьного или иного обучения. Мало выучить правила нравственного поведения, нужно жить по этим правилам, чтобы постепенно превратить знание в привычку, в естественную норму жизни. Церковь – надо отдать ей должное – отработала действенный механизм не только декларирования нравственности, но и практического воспитания и поддержания ее. Почему же не воспользоваться этим опытом?